Заболевания детского и подросткового возраста

Аутизм — состояние, при котором человек живет внутренним или нереальным (виртуальным) миром, а не реально происходящими событиями. Патологический уход в себя, нежелание и отсутствие контакта с окружающими – существование в своём собственном замкнутом, надёжном мирке вот сущность аутизма. Человеку интересно общаться самому с собой, вести беседу не с кем-то сторонним, а поддерживать диалог со своим внутренним миром.

Аутизмом (от греческого autos – сам) называют состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира.
Аутизм представляет собой спектр расстройств, признаки которых могут существенно варьировать как по глубине, так и по клиническим проявлениям у разных детей. Нарушение поведения при аутизме представлено двумя группами признаков или симптомов, без которых диагноз «детский аутизм» не считается доказанным – это нарушение социального взаимодействия (сотрудничества) и повторяющееся поведение. В первой части статьи мы рассмотрим нарушение социального взаимодействия у детей-аутистов.
Среди детских психиатров существуют разногласия в представлениях о нарушении у аутичных детей способности к игре, отражающей, как известно, уровень социальных навыков в раннем детстве. Во второй части статьи мы рассмотрим повторяющееся поведение и особенности игровой деятельности у детей-аутистов.

В последние годы врачи отмечают резкий рост заболеваемости детским аутизмом. Существует множество теорий, описывающих как причины такого роста, так и механизмы развития этой болезни. Многие из этих теорий связаны с нарушением обмена веществ на уровне клеток. Сегодня родителям предлагают множество методов биологической терапии аутизма с помощью лекарственных препаратов, диет, биологически активных добавок к пище и т.п. Как к ним относится? Точка зрения специалиста.

Что такое феномен патологического фантазирования? Как он выглядит? Как себя вести с таким ребенком? Нужно ли обращаться к специалисту и к кому?
Как отличить нормальные и патологические фантазии? Где грань между игрой и болезнью?
Как общаться с ребенком, уходящим в вымышленный мир? Спорить или соглашаться? Как найти золотую середину?
Нарушения понимания речи – довольно разнородная группа расстройств. Ребёнок может не понимать речь по разным причинам. Например, при снижении слуха он не в состоянии чётко различать звуки родной речи, при умственной отсталости ему сложно понять смысл услышанного. В международной классификации болезней расстройство рецептивной речи (то есть нарушение понимания обращённой речи) выделено в отдельную категорию (F80.2) и противопоставлено аутизму (F84). Что же такое расстройство рецептивной речи и как себя вести с таким ребенком? Советы родителям.
Практически любая современная программа обучения особого ребёнка преследует цель максимально приспособить его к той социальной среде, в которой он находится. В таком случае имеет значение каким навыкам, в первую очередь, нужно обучать ребёнка, имеющего проблемы развития. Мне кажется, что здравый смысл и осознание того, насколько функциональным является то или иное достижение должны являться основной стратегией родителей и специалистов. И если шестилетний ребёнок считает до ста и при этом не просится в туалет – его всё равно будут воспринимать, как ребёнка с проблемами.

Эти годы мы считаем одними из самых проблемных. Однако возрастной кризис — это лишь существенное, но позитивное изменение в нашей жизни, убеждена детский психотерапевт Марина Бебчук. И он необходим для психического развития человека. Как пройти этот поворотный этап без излишних потрясений?

Маленькими они кажутся забавными: проказники-непоседы с излюбленным словечком "нет". В младенчестве этим особенностям предшествовали плохой аппетит и сон, склонность к продолжительному плачу и чрезмерной подвижности. В возрасте от полутора до трех лет родители замечают избыток самостоятельности, импульсивность, непослушание, агрессивность и приступы гнева. С трех до шести лет «проказник» превращается в "трудного" или "проблемного" ребенка, и его выходки уже не вызывают улыбки. Непоседа получает звание "гиперактивный", и его поведение начинает угнетающе действовать на окружающих. 

Впервые я узнала о том, что есть такая девочка Соня Шаталова, страдающая тяжелой формой аутизма, посмотрев документальный фильм «Клеймо». Помню, тогда меня поразило уму не постижимое несоответствие того, как девочка выглядит (ее поведение и внешние реакции выдавали глубокую инвалидность, в том числе и, как казалось, интеллектуальную) с удивительными зрелыми стихами, ею написанными (потом я нашла их и в Интернете).  Из фильма было понятно, что Соня не говорит (хотя она не немая) и в жизни совершенно беспомощна, не способна себя обслуживать. «Как договариваются между собой такая мудрая душа с такой неловкой оболочкой?» - подумала я и решила обязательно разыскать Соню.

В диагнозах аутизма и шизофрении есть принципиальная разница. В своей сути, в своей глубине это очень различные явления и неправильный диагноз не дает нам понять человека с этим нарушением. Одна из часто обсуждаемых (а если не обсуждаемых, то почти всегда подразумеваемых) тем в области диагностики аутизма, расстройств аутистического спектра – связь этих расстройств с шизофренией.

В России 1 сентября - день, когда дети садятся за парты, традиционно считается Днем знаний. Самое время поговорить о школе. С проблемой выбора учебного заведения, удовлетворяющего запросам, сталкиваются и семьи, в которых растут здоровые дети, что уж говорить о родителях ребят с ограниченными возможностями здоровья? Собственно, никакого особого выбора у них нет. До последнего времени такие дети определялись в специализированные школы или интернаты, сейчас все больше говорят об инклюзивном (интеграционном) образовании.