Жить с болезнью: Нарушение половой идентичности - Транссексуализм

С.Ю.  Федулаев, врач-психиатр

Вступление

Хотя данная статья посвящена транссексуальности, в ней косвенно пойдет речь и о других особенностях половой идентификации и поведения, таких например, как гомосексуализм. В общественном мнении транссексуализм довольно крепко «сцеплен» с гомосексуализмом. Эти два явления часто воспринимаются как неотъемлемые компоненты друг друга, а порой и как синонимы.

На самом же деле они далеко не всегда сочетаются, и как возможно предположить, имеют различную природу. В данной статье мы постараемся определить более или менее корректные границы для различных видов сексуальности у людей, хоть и боимся, что полностью избежать смешения понятий не удастся.

Суть расстройства

Для начала, выясним: является ли транссексуальность расстройством или же это один из вариантов нормы? Как и в случае с другими феноменами психики и поведения, все зависит от степени выраженности, а проявления транссексуальности могут быть весьма разнообразны и по-разному влиять на жизнь человека. В современной классификации болезней транссексуализм включен в рубрику «расстройства полового поведения». Те формы транссексуализма, что находятся в поле зрения врачей, способны существенно осложнить человеческую жизнь и полноправно считаются психической патологией.

Распространенность транссексуализма невелика и составляет всего 1:150000 человек. Частота встречаемости довольно сильно варьирует, в зависимости от культурных особенностей общества. Считается, что мужской транссексуализм превалирует над женским. Некоторые ученые объясняют это тем, что мужская поведенческая модель формируется позже и если какая-либо патология затрудняет её развитие, происходит «откат» к женской, пассивной модели. Женщине же необходим более сложный переход. Чаще всего его обеспечивает сложный комплекс расстройств, эмоциональных, идеаторных, поведенческих — сочетание встречающееся довольно редко.

Понятие «транссексуальность» объединяет широкий спектр форм полового поведения. Обобщив различные определения, скажем что:

Транссексуальность — состояние, при котором человек испытывает стойкий дискомфорт от принадлежности к мужскому или женскому полу. Строение собственной фигуры, гениталий и черт лица при этом кажется неестественным. Этот дискомфорт и является осевым механизмом всех внешних проявлений транссексуальности. Сейчас широко применяется такой термин как «гендерная дисфория», т.е. глубокая раздражительная подавленность из-за диссоциации между полом анатомическим и полом психическим.

Причины развития транссексуальности до конца не ясны, не ясны и способы оказания помощи людям с подобными особенностями, а ведь часто у них имеются социальные проблемы, а так же нарушения душевного и телесного здоровья. В подавляющем большинстве случаев транссексуалы страдают от затяжных форм депрессии, отмечается и высокий суицидальный риск. Тем не менее, не до конца ясно, что же первично. Одни считают, что постоянное гнетущее ощущение себя «в чужом теле» вызывает у транссексуалов депрессию, другие, что и депрессия и идея нарушенной половой принадлежности растут из одного «корня», которым является психическое заболевание.

Транссексуализм и психиатрия

Диагноз «транссексуализм» может быть поставлен только группой врачей-психиатров и только после длительного наблюдения. Причина такой осторожности ясна — если диагноз подтверждается, пациент может быть направлен на оперативную смену пола и будет получать довольно травмирующую для здоровья гормональную терапию. В случае ошибки, например при наличии, лишь временного (например, бредового) желания сменить пол, его жизнь может быть разрушена.

Практика показывает, что и после операции, транссексуалы редко говорят о реальном достижении желанного комфорта. Однако, это, по крайней мере, приносит человеку некоторое облегчение и может уберечь от самоубийства.

Почему же гендерная дисфория полностью не исчезает? Некоторые считают, что это происходит из-за исключительно косметического характера операции (половые железы и геном медицина переправить не в состоянии), другие — что гендерная дисфория, по своей сути, является следствием более глубоких нарушений психики, а желание сменить пол это только следствие.

В последние десятилетия, место транссексуализма как психического расстройства неоднократно пересматривалось. Полемика на данную тему продолжается и сейчас. Одни считают транссексуальность расстройством эндогенного (т.е. возникающих вследствие внутренних биохимических нарушений в мозгу) типа, другие выделяют его в группу психоголо-социальных явлений, третьи вовсе не видят у транссексуалов никаких принципиальных психических отклонений. Впрочем, достоверная связь между транссексуализмом и каким-либо базовым психическим расстройством, обнаруживается далеко не всегда.

По своей структуре, транссексуализм довольно близок к таким психическим расстройствам, как дисморфомания или ипохондрия. При дисморфомании человек представляется себе уродливым, а при ипохондрии — больным. Концепция для всех этих трех расстройств едина: несоответствие тела человека своему внутреннему психическому отражению.

Для большей ясности приведем пример. У человека парализована или повреждена нога — чувствительность снижена, шаги нетвердые, ему приходится смотреть, куда ступать, в общем, конечность кажется непослушной и чужой. Теперь представьте, что этот дискомфорт преследует человека постоянно и касается он не только ноги, а по сути всего тела. На первый взгляд пример кажется довольно далеким, но как раз нечто подобное лежит в основе всех т.н. «расстройств телесности». Вполне естественные представления о собственном теле, о которых в норме мы даже и не задумываемся, становятся искаженными и причиняют дискомфорт. Это и есть гендерная или, если позволите, телесная дисфория. Стремясь преодолеть этот постоянный дискомфорт, лица с расстройствами телесности часто ищут помощи у врачей, в частности — хирургов. И если люди с ипохондрией обращаются за оперативной помощью в исключительно редких случаях, то дисморфоманы и транссексуалы делают это довольно часто.

Поведенческие особенности

Транссексуализм далеко не всегда связан с половой ориентацией. Да, большáя часть транссексуалов-мужчин вступает в половую связь с другими мужчинами, но есть и многие кто просто-напросто отказывается от секса. Причин тому несколько: это и негативное отношение общества, и частые психологические проблемы транссексуалов, мешающие устанавливать социальные контакты. Итог — одиночество, которое хотя и тяготит, но становится более посильной ношей, чем бесконечные объяснения с окружающими и ответные разочарования.

Часть транссексуалов вообще может поддерживать бисексуальные или даже гетеросексуальные отношения. Вообще важно помнить, что все-таки для транссексуалов важен не секс с лицом своего пола, а копирование внешних и поведенческих признаков пола противоположного: одежды, фигуры, прически, движений и голоса.

Многие даже приобретают профессии традиционно считающиеся мужскими или женскими. Например, женщины-транссексуалы стараются реализовать себя в спорте или в военной службе, мужчины-транссексуалы предпочитают профессионально петь или танцевать, быть занятыми в индустрии моды или красоты.

Дурова_1.jpgЗдесь хочется вспомнить пример из отечественной истории. Надежда Андреевна Дурова, известна как первая женщина-офицер в русской армии. В течение многих лет она выдавала себя за мужчину, сражаясь против наполеоновской армии, сначала как казак, затем как гусар. Когда обман раскрылся, император Александр I позволил Дуровой продолжить службу в армии под именем Александра Андреевича Александрова. Поступок Дуровой и можно было бы расценить только как светлый патриотический порыв. Однако, уже после окончания военной карьеры Надежда Андреевна стремилась всюду ходить именно в мужской гражданской одежде, требовала называть её Александр Андреевичем и даже требовала для себя отпевания под этим именем. Впрочем, священник на это не пошел. Сексуальные же отношения она поддерживала вполне гетеросексуальные.

Первые признаки транссексуализма иногда видны уже в детском возрасте. Такие дети требуют называть их именами другого пола, и соответственно одевать, мальчики играют в куклы, девочки в мальчишеские игры. Однако, если эти проявления не достигают вычурного уровня и сам ребенок осознает, что делает, беспокоиться не стоит. Настоящие транссексуалы никогда не признают своего действительного пола, и не будут вести себя с учетом ситуации. Попытки организовать половое воспитание у детей с нарушением сексуальной идентификации не дадут никаких результатов, кроме грубых психопатических реакций (обид, криков, агрессии и т.д.).

Чаще же всего нормальные дети просто копируют поведение тех групп, где им более всего комфортно, без всякой половой инверсии. Например, подвижной девочке с возбудимым характером может быть просто скучно сидеть с подругами и переодевать куклы. Бегать и лазать по деревьям ей нравится больше, а это легче делать с мальчишками в мужской (удобной для лазания) одежде. Даже если в такой компании девочка будет откликаться на мужской вариант своего имени или как мальчишка шутить на скабрезные темы, совсем не значит, что она вырастет транссексуалкой или лесбиянкой. Напротив: детский опыт общения с мальчишками часто помогает женщине устроить личную жизнь или общаться с сыновьями, уже будучи взрослой. У мальчишек все аналогично: тихому и физически слабому мальчику часто просто интересней сидеть и болтать с девочками, чем носиться сломя голову с мужской компанией.

Особенное ухудшение жизни транссексуалов наступает в переходном возрасте. Если и у обычных подростков пубертатные изменения в теле часто вызывают первичное неприятие и тревогу, то у транссексуалов они превращают жизнь в настоящий кошмар. Из-за растущей гендерной дисфории девушки туго перевязывают растущую грудь, порой ведут себя агрессивно, у юношей все еще сложнее: известны случаи, когда в приступе отчаяния и страха, вызванных эрекцией, молодые транссексуалы отрезали себе гениталии. Впрочем, членовредительство встречается и у взрослых транссексуалов, при отказе врачей в операции.

Дурова_2.jpg

Патогенез

Данных о том, что именно приводит к развитию транссексуализма, нет. Существует множество точек зрения по данному вопросу, которые выдвигаются различными психиатрическими и психологическими школами. Кроме того, в спор часто включаются представители немедицинских сообществ. К сожалению, их точка зрения на проблему часто оказывается предвзята, ради достижения общественного резонанса на проблеме спекулируют и положительно относящиеся к транссексуалам, и те, кто испытывает к ним открытую антипатию.

В медицинском аспекте, стоит сразу сказать о существовании такого исключительного явления как бредовой транссексуализм, который возникает на фоне тяжелой психической патологии, чаще шизофрении. Такие люди редко считают себя мужчинами или женщинами изначально, упорствуют в том, что стали жертвами магии или медицинских экспериментов. Их утверждения и желания часто выглядят нелогичными или фантастическими. Например, человек хочет сменить пол не из-за гендерной дисфории, а из-за того, что уверен в скором начале глобальной войны, на которой убьют всех мужчин и единственный способ спасти себя — смена пола.

Другой пример: девушка хочет сменить пол, т.к. чувствует, что внутри нее сидит дух умершего мужчины или демон, который защищает её и дает советы. Но, взамен он хочет вступать в половую связь с живыми женщинами через тело самой девушки, ради чего и нужно сменить пол.

Как видно из данных примеров, желание сменить пол при бредовом транссексуализме существует не автономно, а является одним из множества проявлений искаженного болезнью рассудка. От истинного транссексуализма бредовой отличает еще и то, что после лечения основного расстройства исчезает и транссексуализм.

Другой, особой группой транссексуалов являются люди с врожденной патологией развития половых органов. Дело в том, что хотя пол у человека закладывается генетически, на начальных этапах развития плода, будущие гениталии у мальчиков и у девочек выглядят одинаково. Уже позже, когда у плода начинается выработка половых гормонов, гениталии, под их воздействием, приобретают необходимый им вид. Если же гормонов не достаточно, то первичные половые признаки не развиваются. Грубо говоря, такой человек рождается бесполым. Единственным решением данной проблемы является искусственное (хирургическое) создание мужских или женских половых признаков. Т.к. большинство таких людей бесплодны, выбор будущего пола осуществляется не по генетической принадлежности, а по медицинским показаниям или (что реже) желанию пациента.

Данное состояние трудно отнести к проявлениям истинной транссексуальности, т.к., по сути, гендерная дисфория у пациента отсутствует, вместо неё есть вполне понятное желание вести полноценную жизнь.

Многие ученые разделяют теорию о том, что истинный транссексуализм (когда геном и гениталии соответствуют друг другу), так же возникает из-за неправильного обмена половых гормонов. Но невосприимчивым к гормонам оказывается мозг, а не половые органы. В результате, формируется нечто вроде «бесполого мозга», лишенного как женских, так и мужских особенностей строения.

Недавно австралийскими учеными было проведено исследование, призванное выявить роль генетики, в развитии транссексуализма. Доктора Л. Хеар и В. Харви изучили гены, ответственные за гормональный фон у мужчин-транссексуалов и сравнили их с аналогичными генами у обычных мужчин. Результаты не оказались сенсационными — статистических различий в группах не нашлось. Однако были выявлены особенности биохимии мозга, более характерные для транссексуалов. Рецепторы нервных клеток, которые должны захватывать мужские половые гормоны, из-за более громоздкой молекулярной структуры, у транссексуалов со своей задачей справляются хуже, чем у обычных мужчин.

Исследователи поспешили заявить, что именно из-за малого количества потребляемых половых гормонов мозг транссексуалов не успевает достаточно «возмужать» в процессе развития. При этом было отмечено, что указанные особенности нередко встречаются и среди обычных мужчин. Можно предположить что, биохимический фактор, обнаруженный австралийцами действительно важен, но является далеко не единственным при развитии транссексуализма.

Часть психиатров считает, что истинный и бредовой транссексуализм имеют одну природу. И первый всего лишь более легкая форма расстройства, не достигающая бредового уровня. Но тогда остается непонятным, почему транссексуализм не поддается лечению препаратами так же как бредовое расстройство? На этот вопрос есть частичный ответ. Бредовой транссексуализм — состояние, проявляющееся во время активной фазы заболевания, истинный же — лишь последствие заболевания, нарушившего психическое развитие пациента. Дело в том, что формирование психического пола происходит в несколько этапов.

Первый (от 3-7 лет), на котором ребенок изучает свое тело и в общих чертах понимает назначение половых органов. Здесь же ребенок начинает разделять предметы на «женские» и «мужские» — «костюм для папы, платье для мамы».

На втором этапе (7-11 лет) происходит формирование полового поведения, вырабатывается тактика общения с противоположным и со своим полом, начинаются примитивные ухаживания еще никак не связанные с сексом, но направленные на привлечения внимания. Классический пример — дерганье девочек за косы.

Третий этап (11-15 лет) формирует образ полового партнера противоположного пола.

Если на каком-то этапе происходит патологический криз, например эпизод эндогенного заболевания, развитие нарушается. Криз на последнем этапе может спровоцировать развитие гомосексуализма, на первых двух — более или менее тяжелой формы транссексуализма. Но, повторимся, это лишь одна из точек зрения.

Биологическая концепция гласит, что в мозге транссексуалов не достаточно хорошо развиты участки контролирующие связь сексуальной деятельности и эмоций. Данное недоразвитие, либо наследуется генетически, по рецессивному типу, либо может быть следствием внутриутробного поражения. Хотя данная теория довольно логична и способна обобщить взгляды различных медицинских школ на проблему, достоверных экспериментальных подтверждений она пока не нашла.

Приверженцы психоанализа склонны считать, что транссексуализм — последствие глубокой вытесненной психологической травмы, часто связанной с сексуальным насилием в детстве. Практика же ставит под сомнение и эту теорию. Эпизоды сексуального насилия действительно встречаются в биографиях транссексуалов чуть чаще, чем у большинства людей. Но происходят они уже после того как пациент начал демонстрировать транссексуальное поведение, т.е. это не причина, а прямое следствие транссексуализма.

Поведенческая теория развития объясняет транссексуализм отсутствием в обществе узнаваемых стереотипов полового поведения. Грубо говоря, человек начинает искать в обществе идеальный пример полового поведения и, не найдя его, теряется между полами.  

Классификация

Обилие теорий развития транссексуальности порождает еще большее обилие классификаций. Чтобы облегчить труд мы кратко опишем наиболее близкую к практике классификацию транссексуализма. Её предложил врач Гарри Бенджамин. «Шкала Бенджамина» разделяет 6 основных клинических форм транссексуальности, в зависимости от выраженности её проявлений.

Первый уровень это псевдо-трансвестизм. Гендерная дисфория здесь отсутствует. Человек лишь изредка переодевается в особь противоположного пола, для усиления сексуальных ощущений во время секса. Желания же сменить пол не возникает никогда.

Второй уровень — фетишистский трансвестизм. Речь идет о гетеросексуалах, которые переодеваются и публично копируют поведение другого пола ради сильных эмоций и полового возбуждения.

Уровень три, истинный трасвестизм это «ролевая игра с полным перевоплощением». Часть времени эти люди ведут обычную гетеросексуальную жизнь. Однако, переодевшись в лицо другого пола, вступают в гомосексуальные связи. Ведение такой двойной жизни вызывает у пациентов состояние душевного подъема, без желания сменить пол на постоянной основе и гендерной дисфории.

Четвертый уровень — нестойкий транссексуализм. Гендерная дисфория здесь уже присутствует, но выражена слабо. Из-за этого человек не может определиться с полом, постоянно переодевается, но без особого облегчения. Половая жизнь чаще не ведется, т.к. и в области сексуальных влечений человек испытывает постоянные гнетущие сомнения. В части случаев может помочь прием гормонов, дозы которых можно регулировать по состоянию.

Тип пять — ядерный транссексуализм. При нем человек всюду старается вести себя как лицо противоположного пола, так же одевается, чаще всего гомосексуален. В роли лица своего пола испытывает дискомфорт, теряется. При данном типе уже может быть назначена операция.

Шестой тип это тот же ядерный транссексуализм, но сопровождающийся сильнейшей гендерной дисфорией. Неприятие пациента как лица противоположного пола может спровоцировать агрессию или суицид. Ухажеры-гомосексуалисты яростно отвергаются, т.к. пациент ищет связи только с гетеросексуалами своего пола. В большинстве случаев проводится операция и гормонотерапия, которые не всегда приводят к желаемому результату.

Транссексуалы и общество

conchita-tom.jpgРасстройства половой самоидентификации, такие транссексуализм всегда притягивали к себе внимания общества более чем всякое другое поведенческое расстройство. В последнее время данные расстройства обсуждаются с новой силой. Знаковым событием, например, явилась победа на Евровидении австрийского артиста-транссексуала с псевдонимом Кончита Вурст.

Интересно, что Кончита Вурст – это исключительно сценический образ, созданный австрийцем Томом Нойвиртом. На вопрос о своей гендерной принадлежности Нойвирт даёт такой ответ: «На работе я фрау Вурст, дома я — Том. С моим другом я познакомился как мужчина, как Том. И конечно же он встречается именно с Томом», тем самым опровергая домыслы о своей трансгендерности или транссексуальности и идентифицируя себя как гомосексуального мужчину. Травести является для Тома лишь сценическим жанром. Таким образом, Кончита существует только на сцене, в частной жизни же Том является мужчиной без каких-либо оговорок.

По словам самого Тома, он создал женщину с бородой. Как яркое высказывание. Как катализатор для дискуссий о таких понятиях, как «инаковость» и «нормальность». Как способ донести своё послание до всего мира так, чтобы его невозможно было не увидеть или не услышать. Ведь внешний вид, пол и происхождение не имеют никакого значения, когда речь идёт о достоинстве и свободе индивида. «Важен только и исключительно человек, — говорит Том/Кончита, — у каждого должно быть право жить так, как он считает нужным, если это никому не причиняет вреда».

Малозначимое по своей сути событие вызвало в СМИ довольно много откликов, большинство из которых носили явно враждебный по отношению к артисту характер. Почему же возник такой резонанс? Тема сексуальности «остыть» не может в принципе: наша биологическая жизнь бессмысленна, если мы не оставим потомства и не обеспечим его возможностью продолжить род. Сексуальные девиации же представляются обычным людям явной угрозой для такой возможности. Когда человек видит что-то, способное исказить один из основных его инстинктов, он начинает сильно тревожиться.

Таким образом, негативная реакция большинства людей на транссексуалов, хоть и не украшает их, но вполне естественна. Если вам угодно, это стремление оградить себя от возможности лишиться биологического бессмертия через потомство.

Другой возможной причиной негативного отношения можно назвать социальную подоплеку некоторых форм полового поведения.

Дело в том, что у многих животных и в ряде примитивных человеческих сообществ «низшие» особи часто подвергаются половому насилию для укрепления иерархического положения «высших» особей. Данный способ укрепления иерархии довольно надежен, т.к. это переломное воздействие на один из основных инстинктов. Кроме того, физическое здоровье «низших» при этом не страдает, и они остаются вполне пригодны, и для размножения, и для отражения внешних угроз своему сообществу.

Категорическое неприятие транс и гомосексуализма, возможно, берет начало из страха оказаться на низовых ступенях общества, подвергнувшись «сексуальной обструкции». Как бы там ни было, а ярое неприятие транссексуалов и гомосексуалистов в современном обществе порождает бурную ответную реакцию. Ни с той не с другой стороны, как правило, не удается услышать адекватных точек зрения.

Недавно отечественные СМИ обсуждали очередное обновление социальной сети Facebook, которое теперь позволит американским и британским пользователям выбрать свой пол из 32 вариантов. Многим людям это покажется нелепостью, но даже такая мелочь как пол в соц. сети или паспорте подчас помогает лицам с расстройствами сексуальной ролевой модели почувствовать себя несколько комфортнее, а некоторых спасает от членовредительства.

Культуральный аспект

Если говорить именно о транссексуалах, не как о медицинской категории, а в более широком смысле — как о людях направленно копирующих манеры поведения противоположного пола, стоит отметить, что их положение в разных эпохах и цивилизациях было примерно одинаковым. Это всегда была одна из самых маргинальных групп. В древней Греции и Риме где гомосексуализм считался вполне приемлемым в закрытых или полузакрытых мужских обществах, транссексуализм считался негативным явлением. Однако, он открыто существовал.

300px-Metropolitan_kylix_-_Man_bargaining_for_sex.jpgВот, что пишет об этом иудейский историк Фило. «Заботясь весьма тщательно о своей внешней привлекательности, они, однако, не стесняются изменять свою натуру с мужской на женскую. Некоторые из них <…> проходят полную трансформацию, удаляя мужские органы».

Среди греческих кинедов (юношей-проституток) существовал стереотип поведения, следуя которому, они довольно вычурно копировали поведение и внешний вид женщин, а так же пользовались городскими удобствами (воротами, туалетами, лавками и т.д.), предназначенными исключительно для женщин. Примечательно, что косметикой чаще пользовались не женщины, а кинеды для имитации женского вида. Вычурность их поведения даже вошла в поговорку «Легче спрятать стадо верблюдов за одно дерево, чем одного кинеда в толпе».

Можно еще вспомнить и об одиозном императоре Нероне, который уже будучи женатым «вышел замуж» за своего раба. Во время церемонии он был одет как женщина, в свадебное платье. Неоднозначные выходки и развратность Нерона уже давно были известны всему Риму, но именно траннсексуальное поведение вызвало в римском обществе особое неодобрение. Еще одна история связанная с Нероном, гласит, что император приказал удалить своему наложнику гениталии и сделать его женщиной, впрочем это касается нашей темы лишь косвенно.

Другой император Рима, Гелиогобалус, так же был открытым гомосексуалистом, при этом заявлявшим о своем желании «получить себе женские органы» взамен мужских.

В Индии и соседних странах транссексуалы не преследовались и могли заявлять о себе вполне открыто. Однако они принадлежали к самой нижней варне и находились в довольно уязвимом положении, почти лишенные гражданских прав. Некоторым из них удавалось стать евнухами при богатых дворах. Остальным оставалось либо занятие циркачеством, либо проституцией.

Среди североамериканских индейцев, эскимосов и чукчей смена половых ролей встречалась довольно часто. Причем, все происходило добровольно и без общественного осуждения. На мужчину перекладывали женские обязанности, ему меняли прическу, одежду и т.д. Порицания или притеснения транссексуалов не было. В племенных обществах вообще царило завидное социальное равенство, а в суровых условиях, когда каждый член племени должен был постоянно что-то делать, гендерной роли уделяли вторичное значение.

В некоторых островных племенах Океании до сих пор существует культура транссексуализма. Там мужчина может сознательно выбрать для себя профессию проститутуированного транссексуала и носить женскую одежду. Заметим, что положение такого мужчины в обществе растет, фактически он становится одним из главных людей племени, «жрецом». Причиной тому — своеобразные традиционные обряды и табу племени. Совершеннолетие мальчиков должно ознаменоваться получением первого сексуального опыта с подобным «жрецом».

Данный феномен интересен по двум причинам. Во-первых, к транссексуальному поведению мужчин приводит не патология, а культурная особенность. Возможно, человек давший начало этой традиции и был истинным транссексуалом, но предположить, что каждое поколение в весьма малочисленном племени рождается несколько истинных транссексуалов довольно сложно. Во-вторых, подобный человек пользуется всеобщим уважением. Это дает возможность предположить, что неприятие транссексуалов в обществе связано не с собственно их поведением, а с патологией к нему приводящей.

Но, вернемся к истории. Ближний восток всегда отличался крайней степенью негатива по отношению к транссексуалам. В ветхом завете сексуальным табу уделяется довольно большое значение. Кроме запретов на инцест, половую связь с животными, менструирующими женщинами, мастурбацию существует и запрет на мужской гомосексуализм и транссексуализм.

«Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» Левит, 20:13.

«На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» Второзаконие, 22:5.

В полной мере отношение к транссексуалам от иудаизма унаследовал Ислам. Примечательно, что в современном Иране гомосексуалистов преследуют и публично казнят, а вот к транссексуалам относятся терпимей, государство даже частично субсидирует им операции по смене пола.

В европейском христианстве ветхозаветным заповедям уже не придавалось столь важного значения и транссексуалы, не вступавшие в гомосексуальные связи, уже не считались грешниками, заслуживающими смерти. Если такие люди и появлялись, то их скорее относили к категории «бесноватых». Бывали и случаи, когда стремление отказаться от пола, избавиться от половых органов, воспринималось церковью как высшая степень целомудрия.

Отдельно стоит «ситуационный» транссексуализм у женщин в средние века. Раннее христианство знает довольно много примеров, когда женщины переодевались мужчинами ради возможности стать монахами (женские монастыри появились многим позже).

В средневековой литературе чаще можно найти описания бредового, чем истинного транссексуализма. В «Молоте ведьм» имеются две характерные истории. Первая, об итальянском мальчике, которого демоны превратили в девочку и заставляли себя соответственно вести. Вторая, о ведьме, которая украла у мужчины половой член. Впрочем, после поимки и избиения потерпевшим ведьмы все было возвращено на место.

Новое время отличалось более яркими примерами транссексуализма, но отмеченными исключительно в среде европейской аристократии. Впрочем, еще раньше, король Франции Генри III просил придворных говорить о нем «её величество» и эпизодически переодевался женщиной. Французский двор XVIII века не гнушался фетишистского трансвестизма. Пусть не часто, но там встречались и бисексуальные личности, любившие переодевания.

  Развитие психиатрии как науки почти сразу вывело самые грубы формы транссексуализма из разряда «греха» в разряд «болезни». Более легкие формы трансвестизма продолжали существовать «нелегально», без привлечения к себе общественного внимания.  

 Polidoro da Caravaggio.jpg