Жить с болезнью: Душевное здоровье - Душевное здоровье – это что? Часть 2. Вам интересно жить?

Как выглядит здоровая психика?

Е.П. Белякова

Предыдущее сообщение

Наш с вами разговор о параметрах психического здоровья таит в себе много опасностей. И одна из главных опасностей - это явное и скрытое упрощение сложных явлений,  сложных вопросов. Это вроде как попытаться измерить сантиметрами и килограммами то, что измеряемо в джоулях… или ньютонах!

Из этого родиться другая  опасность – «расчлененка». Судя по некоторым вопросам, посыпавшимся  мне в личную почту, это и произошло - в основном люди касаются отдельно взятых «ингредиентов», составляющих душу: а если у человека эмоций слишком много – это патология? А если интеллекта много, а эмоций нет -  это норма?

Что я могу ответить на это, не общаясь с человеком, не вглядываясь в него и не зная - а все остальное в каком состоянии?

И какого ответа от меня ждут? Диагноза? Приговора? Индульгенции? Предсказания судьбы по фотографии?

Друзья мои! Но ведь все мы знаем, что наш организм (печень, почки, сердце) это некая цельная система, и разные органы не только функционально дополняют друг друга, но и  взаимовлияют друг на друга. Здоровая психика (а мы здесь говорим именно об этом) тоже система, и именно цельность психики - одно из условий ее здоровья!

Определение психического здоровья было разбито мною на отдельно взятые пункты условно – чтобы нам легче было подробно говорить о каждом!

Конечно, все это подчиняется закону о сообщающихся сосудах, конечно, все это пересекается, переплетается, скрещивается между собой, вырастает одно из другого…

В отличие от физического здоровья, которое может быть дано от природы и «хорошей генетики», психическое здоровье вещь более хрупкая. Влияние оказывает всё: семья,  в которой ребенок воспитывался, социум, строй и политика государства…

Фатально? Не всегда. И поверьте мне, яблоко от яблони падает иногда очень далеко.

Семья может быть ужасной (или прекрасной), а ребенок становиться - наоборот.

В государстве могут происходить всякие катаклизмы или царить полный покой и благодать… Конечно, это влияет, но - на кого как! Один от катаклизмов укрепляется, другой ломается. Одному спокойная обстановка в стране дает возможность  накопить знания о Мире и силы, чтобы завоевывать его, другого та же стабильность приводит в полусонное, полуживотное состояние, а ее потеря лишает его человеческого облика...

***

Итак, мы продолжаем знакомиться с «устройством» здоровой психики.

Сегодня мы начнем (только начнем!) говорить об Интересе.

Без чего Интерес невозможен? Без его близкой, кровной и любимой «родственницы» - Наблюдательности.

И действительно, как может стать Мышление живым и гибким - без Наблюдательности?

Какая такая богатая Эмоциональная Сфера без сопереживания, сочувствия.  Очевидно, что  сочувствие предполагает умение видеть.

А Развитие? Возможно ли оно без исследования мира, где наблюдению отведена едва ли не главная роль?

Хе-хе, а вот многие верят, что возможно. Впрочем, тогда оно (развитие) сводится к внешним признакам:

Количеству дипломов (У нее два института и еще МБА.  Вау!!)

Или количеству умений (я умею танцевать танго, фотографировать, говорю по-английски...)  Мало того, я не прекращаю ходить по разным курсам  - «драмкружок, кружок по фото и по рисованью что-то»

Или количеству «знаний» – что-то типа коллекционирования информации из разных областей  - психологии, истории, экономики, политики, космических исследований...

На самом деле ларчик просто открывается. Проверить, «настоящее» это развитие или всего лишь времяпровождение, легко: достаточно честно ответить самому себе на вопрос - как изменилась моя жизнь после всего этого развития? Насколько качество моей жизни (работа и отдых, семья и друзья) не просто устраивает меня, а доставляет наслаждение?!

Стало ли мне вкуснее жить?

И если на эти вопросы я не могу ответить ничего вразумительного… возможно, это имитация развития. (Психотерапевты ее называют: «Игра в развитие»).

***

Но вернемся к нашей сегодняшней теме - Наблюдательности. Зачем она нам?

Дело в том, что если я ориентируюсь только на опыт, данный мне моим окружением, то особо далеко в жизни  я  «не уеду». Поэтому природа (или господь Бог) наградили человека умением накапливать не только свой, но и чужой опыт.

С этим замечательным умением никто не рождается, оно нарабатывается, вырабатывается в течение жизни. А потом… оно уже не останавливается, работает всегда – как сердце!

«Я училась у Старой Гвардии фиксировать малейшие детали мимики и жестов, слышать интонации голоса, строй фразы, оговорки… Я училась складывать из отрывочно поступающей информации полноценную картину. Очень похоже на работу знаменитых детективов вроде Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро».

«Секретики. Записки психотерапевта».

***

Маленькое отступление: Конечно, у животных наблюдательность покруче человеческой будет, но она касается в основном кормежки (что тут съедобное?) и безопасности (где враг?)

***

Когда же и как эта особая Наблюдательность развивается у людей?

Например, у маленьких детей ее нет и быть не может. Маленький ребенок воспринимает мир на основе переживания удовольствия и неудовольствия. Главный вопрос, который занимает ребенка:  как мне сейчас: хорошо - плохо, скучно – весело, интересно - не интересно,  вкусно – не вкусно. Как окружающим его людям - его не очень занимает (если это не затрагивает его личные интересы). Эта «эгоцентричность» является нормой для ребенка, потому что его главная задача (которую назначила ему природа) – самосохранение… Его наблюдательность этим и ограничивается.

***

Но вот приходит подростковый  возраст…

Это время, когда подрастающий человек  пытается постичь законы мира, в котором ему предстоит жить. Он становится исследователем и одновременно завоевателем этой Terra Incognita. Он жадно вглядывается в окружающих его людей, пытается разгадать закономерности не  только выживания, но и становления Личности.

Просыпается стремление самому сформулировать для себя, что есть добро и что есть зло.

Что делает человека счастливым или несчастным? А что есть счастье в моем понимании?

Работа  бывает только для денег или может быть по любви? А чем бы я хотел заниматься в этой жизни? Что мне интересно? Ведь звучат же порой такие слова, как Предназначение, Призвание… Это может быть у всех или только у избранных? А как стать избранным? А мне это надо?

А Любовь – это что? Это как? Когда спят вместе? Или «золотое свечение крови»? И отчего кого-то любят, другого ненавидят, а третьего почему-то не замечают?

А семья? У всех такие отношения в семье как у меня, или бывает как-то еще? А как?

«Она путалась в своих размышлениях, и ее выводы о мире были то верными, то совершенно фантастическими». «Секретики. Записки психотерапевта».

Что-то на все эти темы говорят родители, и учителя, и одноклассники в школе… Еще что-то - журналы, телевизор, Интернет…

А подрастающий человек  понимает, что ему этого мало! Он знает, понимает, верит, что его не обманывают. Но он понимает и другое: что ему дают на рассмотрение какой-то очень маленький кусочек из картины Мира. А ему так хочется собрать весь пазл! Или хотя бы попытаться...

Нелегкое это время! Ведь своя позиция, свое мнение требуют - осмысления. Осмысление требует душевного напряжения… Многие ли к нему готовы?

И окружающий мир не способствует этим поискам – все вокруг твердят про какие-то уроки, грядущие экзамены, уверяют, что это самое главное… Многие ли готовы идти contra mundum (против мира)?

***

Маленькое отступление (вроде как ни к селу ни к городу)

Когда-то, в одном интервью меня попросили объяснить смысл моей методики, а заодно и работы. Интервью было для журнала, посвященного образованию, поэтому я перешла ни их «язык»

«АртСинтезТерапия - школа чувств и самопознания, школа человеческих взаимоотношений. Мне всегда казалось, что эта школа необходима абсолютно всем, вне зависимости от состояния здоровья, социального статуса, положения в обществе.

Мы учимся слышать и видеть. Чувствовать. Понимать закономерности жизни, ее глубину, силу, блеск, драйв…

Мы учимся заглядывать в себя. Без страха и с интересом. Но мы одновременно оглядываемся и вокруг. Мы должны научиться читать знаки, которые подает нам окружающий мир, расшифровывать сигналы, которые посылают нам другие люди». (Позже этот отрывок из интервью вошел в мою книгу «Секретики. Записки психотерапевта».)

Знаете, как на эту мою пылкую тираду отреагировал журналист? Спросил: «А зачем все это надо?»

***************************************************************************

В заключение этого сообщения я бы хотела добавить, что одним из «симптомов» душевно здоровой личности это умение ставить вопросы и искать на них ответы. А самый главный вопрос - как еще бывает, кроме того, как я - знаю, видел, пробовал?

Продолжение следует...

Материал размещен с любезного разрешения автора, другие работы Е.П. Беляковой можно прочитать на сайте АртСинтезТерапия или в блогеавтора.