Жить с болезнью: Душевное здоровье - Душевное здоровье – это что? Часть 3. О душевном здоровье, кузнице и сокровище

Е.П. Белякова

 Предыдущее сообщение.

Позволила себе привести здесь комментарий моего читателя к предыдущей статье.

Тема все та же – Интерес.

«Двадцать лет назад психолог Андерс Эриксон вместе с двумя коллегами провел исследование в Академии музыки в Берлине. Студентов-скрипачей разделили на три группы. В первую вошли звезды, потенциальные солисты мирового класса. Во вторую — те, кого оценили как перспективных. В третью — студенты, которые вряд ли могли бы стать профессиональными музыкантами, в лучшем случае — учителями музыки в школе. Всем участникам задали один вопрос: сколько часов вы практиковались с того момента, как впервые взяли в руки скрипку, и до сегодняшнего дня?

Почти все студенты начали играть примерно в одном возрасте — лет в пять. Первые несколько лет все занимались около двух-трех часов в неделю. Но лет с восьми стали проявляться различия. Лучшие студенты упражнялись больше всех остальных: к девяти годам по шесть часов в неделю, к двенадцати по восемь часов, к четырнадцати по шестнадцать, и так до двадцати лет, когда они стали заниматься — то есть целенаправленно и сосредоточенно совершенствовать свое мастерство — более чем по тридцать часов в неделю. К двадцати годам у лучших студентов набиралось до 10 000 часов занятий. В багаже середнячков было 8000 часов, а у будущих учителей музыки — не более 4000.

Вот бы изучить, что двигало теми, кто 10 тысяч "накрутил"!!»

Я знаю, что «двигало теми, кто 10 тысяч накрутил»!

Им просто очень нравилось играть на скрипке! Они от этого тащились, балдели, ловили кайф и получали наслаждение!!!

Знаю по себе, как это, когда тебя никто не заставляет, а ты сам этого хочешь, ищешь. У меня это было - когда я в детстве играла в теннис. Помню, как после тренировки мы с кем-нибудь из приятелей ходили по стадиону и предлагали всем, кто попадался на пути, сыграть пару... Играть могли до позднего вечера, когда мяча в сумерках уже не видно было.

И потом, в юности, когда я занималась оперным пением...

И когда училась на режиссерском...

И сейчас - когда готовлюсь к занятиям, и когда веду занятия… И когда готовлюсь к семинарам (та же типология личности для врачей-педиатров читается иначе, чем для врачей кардиологов, я уж не говорю про фотографов или журналистов).

Выписываешь в тетрадь, что еще будет интересно этой аудитории, заводишься, мысли лезут со всех сторон, засыпаешь под утро… А встаешь, как огурчик – в душе гремят тамтамы, глаза блестят... Здорово!

***

А теперь несколько отвлечемся.

Вопрос, что первично: курица или яйцо тревожил лучшие умы человечества с древних времен (шутка!) Мы с вами попали в ту же ловушку… И пошли бесплодные рассуждения, что первично - Наблюдательность или Интерес, кто из кого проистекает, что является источником, и т.д.

Чтобы остановить путаницу я решила попробовать дать этот материал в форме детской сказки. Что-то типа:

Жила-была замечательно счастливая семья: папа Интерес и мама Наблюдательность. А замечательной эта семья была тем, что им друг с другом было страсть, как интересно! Сядут, бывало, вечером после работы чайку попить, и разговаривают почти до утра, и наговориться не могут. И говорят не о хозяйстве, не об общих знакомых и родственниках (кто женился, кто развелся, кто умер), а о Сокровенном. Рассказывают, что у кого было интересного за день, делятся своими открытиями - о жизни, о людях. И так их эти общие переживания заводят, что под утро они отправляются в постель, сгорая от любви...

Ну, понятное дело, в один прекрасный день, родилась у них дочь - красавица и умница Рефлексия…

***

А теперь сказки в сторону. Если серьезно - рефлексия это самопознание, самоисследование (не путать с самокопанием!) Протекает в виде разговора (чаще диалога) с самим собой. К некоторым любит приходить по ночам. Других сопровождает круглые сутки – с ней засыпают, с ней и просыпаются. Впрочем, очень многие с ней вообще не знакомы...

Рефлексия - это не просто разговор с собой, это анализ. Анализ всего, что со мной происходит.

Например, на что и как я эмоционально реагирую? Не просто: «я на него обиделся» - это не анализ, это констатация факта. А вот если я начинаю спрашивать себя, что именно меня задело в общении с этим человеком? Когда и с кем еще было такое? Как часто это со мной происходит, и т.д. - это уже похоже на рефлексию.

Хороший повод для рефлексии возникает у большинства после очередной «оплеухи судьбы». Один скажет: «Не повезло!» и как отрежет. А другого вопросы начнут одолевать: почему так получилось? А было ли в моей жизни что-то похожее? Но если это не в первый раз, тогда происшедшее не случайно, а закономерно? А как я вообще строю планы и принимаю решения? На импульсе? Или продумывая последствия? Как часто мои решения приносят мне разочарования? И тому подобное…

Должна предупредить - разница между самокопанием и рефлексией огромная, как между наукой астрономией и «на воде писанной» астрологией.

Рефлектирующий человек способен меняться кардинально. Он движется как бы по спирали – все вверх, вверх. А самокопание, это гуляние по одному и тому же кругу. С постоянным возвращением в исходную точку поставленных, но так и не решенных задач...

***

Когда-то, в одной из своих статей, я размышляла по поводу метафор Юнга о сказках (очень они мне нравятся).

Оказывается, тридевятое царство – это подсознание. Главный герой отправляется туда, чтобы добыть сокровище. Но просто так ему никто ничего не дает. Сначала он должен пройти испытания и совершить подвиг – победить чудовище. И только тогда герой в награду получит принцессу. Или кольцо, делающее его всемогущим. Или эликсир жизни…

По Юнгу, это «сокровище, которое трудно добыть», является метафорой самопознания, необходимого для становления Личности.

Грубо говоря, чтобы обрести себя, надо столкнуться со своей темной стороной, узнать ее и победить.

***

Это я все к чему? А к тому, что в подростковом возрасте человеку полагается отправиться в путь добывать «сокровища». Так, в средние века, молодые ремесленники (булочники, сапожники, стеклодувы), чтобы как следует научиться мастерству, путешествовали по Европе. Шли работать в подмастерья за похлебку и обучение, набирали опыт, по ходу дела придумывали что-то свое…

Так и подросток – если он не пойдет в Большой Мир смотреть и учиться, как еще бывает, он вынужден будет свою единственную и неповторимую Жизнь творить не по своему проекту (рецепту), а довольствоваться чужими. Комфортно ли носить платье с чужого плеча? Тут тесно, там слишком широко, и фасончик устарел, и цвет не к лицу… Хотя, наверное, ко всему можно привыкнуть...

***

Итак, отрочество и юность - время мятежных исканий, когда душа томиться, жаждет полета, открытий, событий! Когда из-за горизонта слышится глухой призыв, чудятся шорохи и загадочный шепот Неизведанного…

Это время, когда подрастающий человек учиться самостоятельно думать.

Это время, когда появляются не только «вторичные половые признаки» (см. в Интернете), но и признаки «очеловечивания» – сопереживание, ответственность…

Это время, когда подросток переходит от детского уровня «водиться» к взрослому - дружить. (В свое время я «открыла велосипед», что дружба – та же любовь, только без секса).

И еще человек учиться любить...

Родители и учителя относятся к отроческим влюбленностям, как к чему-то лишнему, несерьезному, отвлекающему от учения, от построения будущей карьеры. А вдруг они не правы? А вдруг прав апостол Павел, изрекший:

…если я пророком был и ведал все сокровенное и всякую мудрость… но сердцем любви не знал, я был бы ничто…

Позже мы вернемся к разговору о любви, поскольку один из «симптомов» душевно-здоровой личности это развитая способность к любви. Сейчас же я только могу добавить, что именно любовь (влюбленность, страсть – назовите, как хотите) пылкая или сдержанная, откровенная или тайная, и, в конце концов, не важно - счастливая или несчастная, заставляет развиваться тонкие струны души.

«…Она искала дружбы, она хотела любви, но откуда они берутся, она не знала. И тогда она отправилась их завоевывать. В этих по-детски неумелых марш-бросках и партизанских вылазках она сталкивалась с жестокостью и подлостью, ее унижали, ее обижали, она зализывала раны и наносила ответные удары. Со временем она научилась защищаться, многое терпеть и даже немного драться, но это ни на йоту не приблизило ее к любви.

А те ориентиры, которые давала ей семья, были из кем-то придуманного мира. Типа: хорошо учись, и все будет как надо. Аня училась хорошо, но тайн любви ей это не открывало и ясности в головоломные задачки жизни не вносило…»

«Секретики. Записки психотерапевта»

В общем, не зря о времени отрочества все вспоминают как о весьма болезненном периоде: и огорчений, и мучений, и разочарований много – представления о мире не совпадают с реальностью. Пройдет много лет, прежде чем мы научимся воспринимать мир как N-многогранник, видеть тонкие, сложные хитросплетения мироустройства. А пока все так непонятно, и порой так больно!

В поисках своего «сокровища» юный человечек ошибается, ушибается, страдает, падает, встает… анализирует, делает выводы… и умнеет! И идет дальше, на поиски своей судьбы.

Как ни странно это прозвучит для многих, но именно в этой кузнице, где ты оказываешься то в пламени, то в ледяной воде, то между молотом и наковальней и выковывается душевное здоровье!

***

Кто захочет, может прочитать (или перечитать) «Отрочество» и «Юность» Толстого. Ах, как узнаваемо и как точно описывает Толстой подростково-юношеские поиски Добра и Зла, Любви и Смысла!

Продолжение следует…

Материал размещен с любезного разрешения автора, другие работы Е.П. Беляковой можно прочитать на сайте АртСинтезТерапия  или в блоге автора