Жить с болезнью: Душевное здоровье - Душевное здоровье – это что? Часть 4. У Вас есть выбор?

Е.П. Белякова

Почему мы упорно крутимся вокруг подросткового периода? Потому что он играет едва ли не главную роль в развитии человека. И если робкие попытки отрока вглядеться в окружающий мир, были прерваны на ранних этапах созревания души, я, как психотерапевт, не могу сказать: «пустяки, дело житейское, вы еще успеете». Можно и не успеть.

Да, бывает, когда человека под тридцать, (под сорок, за сорок) начинают тревожить вопросы, которые относятся скорее к юношескому возрасту. Он не переболел ими вовремя, и теперь они встают перед ним во весь рост и смотрят на него скорбными глазами несостоявшейся судьбы. Бывает даже, что он находит на них ответы…

Только не часто это бывает!

Почему не часто? Потому что всегда не хватает времени… да и все как-то устаканилось… и ко всему можно привыкнуть… И даже если ничего не сложилось, можно утешить себя, что ничего другого на свете не бывает…

***

Но возвращаемся «к нашим баранам», то бишь в подростковый возраст.

В это время развивается абстрактное мышление. Оно нужно человеку не только для занятий математикой и физикой, но в еще большей мере необходимо для жизни. (Если вы, конечно, живете среди людей, а не «отшельник пустынножительствующий».)

В природе – у растений, насекомых, животных – никаких абстракций, типа рефлексии, сопереживания, милосердия, благодарности и подобной фигни, не водиться. (Боюсь, правда, что далеко и не все люди знакомы с этими понятиями)

Если говорить совсем грубо, абстракция – это то, что нельзя пощупать. Это то, что с точки зрения обывателя, лишено функционального смысла. Из чего «шубу не сошьешь».

Хорошо учиться, чтобы потом сделать карьеру и иметь много денег – это понятно. Влиятельные (нужные, полезные) знакомые – тоже понятно. Выйти замуж за миллионера - очень даже понятно. А какая такая может быть бескорыстная Дружба? Какая такая Великая любовь? И какая выгода от Рефлексии???

О, сколько раз все мы слышали, что:

Разгадыванием абстрактных загадок бытия занимаются только дураки. Или те, кому делать нечего. Да и нет никаких особых загадок, есть простой принцип: кто успел, тот и съел.

Думать вредно.

А переживать о чем-либо еще вреднее, «нервные клетки не восстанавливаются». И если кто-то хочет большего, чем выгодно устроиться, значит, он чокнутый псих, из тех, кому «больше всех надо».

Занимаются творчеством, которое не приносит денег, только сумасшедшие. И между нами говоря, творческие люди все немного «того», талант − это же не норма, иначе все бы обладали талантами. Поэтому все таланты, тем более гении, априори безумны…

Не правда ли, как просто попасть в разряд ненормальных?

А вдруг, всё наоборот? Мочу, молчу …

***

Абстрактное мышление «заведует» одной из замечательных способностей, свойственной только человеку - это умение сравнивать и выбирать. (А что, можно выбирать - не сравнивая???)

В это мятежное время, известной всем догме «так принято» противостоит подрывная работа Рефлексии. Она нашептывает взрослеющему человеку всякие крамольные мысли о том, что «общепринятого счастья» не бывает, что это эксклюзивная штучка, которая создается по индивидуальному заказу.

Она внушает ему трепетное отношение к сотворению своей Судьбы.

Она пугает его утверждением, что если человек, не думая, не сравнивая, не выбирая, принимает как аксиому то, что диктует ему социум, он может никогда не научиться формировать свое представление о том, что сделает его счастливым.

«Забудь «как надо», ищи свое! Вырабатывай его, выковывай…» - заливается она соловьем - иначе будешь «как все». Будешь «типичным» и «обыкновенным», и твои убеждения и принципы, мысли и ценности будут втиснуты в прокрустово ложе «так полагается»…

***

В этот период старшие школьники часто начинают преуспевать в одних предметах и отставать в других. Типичная «картина маслом»: в младшей школе ребенок радовал родителей сплошными хорошими оценками, что весьма тешило их самолюбие. Но вот он переходит в старшую школу и начинает осознавать, что есть предмет (или предметы) которые ему нравятся намного больше остальных.

Этот, например, от математики «тащиться» и готов посвящать ей все время, а вот гуманитарные предметы ему кажутся лишними. А другой «подсел» на историю, знает ее намного больше (глубже, шире) школьной программы, но совершенно забросил физику и математику…

Смею утверждать – это нормально!

Совершенно согласна с комментарием читательницы моего ЖЖ, написавшей: «…учиться по всем предметам отлично - это неестественно как-то. Либо - либо. Или филолог, или технарь, или естественные науки…»

Я тоже отношусь к отличникам с подозрением. Когда что-то любишь, разумеется, что посвящаешь ему больше времени в ущерб, иногда, всему остальному. Любить всё одинаково? Но не кажется ли вам, что «Любовь» и «одинаково» как-то плохо сочетаются в одном предложении?

У меня в группах бывало (и бывает) много бывших тотальных отличников – золотомедалистов и краснодипломников. И вот что я отметила в работе с ними: всегда - старательные, работоспособные, но как только дело доходит до творческого воображения - крайне слабо. А все, что касается собственных желаний, собственного мнения - совсем плохо…

Много лет назад с одной из них мы сформулировали, в чем фишка. Если все предметы идут «ровно хорошо», значит по большому счету они все… одинаково безразличны! В статусе отличника не до сравнения, не до выбора, не до любви – там марку держать надо.

 Продолжение следует…

Материал размещен с любезного разрешения автора, другие работы Е.П. Беляковой можно прочитать на сайте АртСинтезТерапия или в блоге автора .