Жить с болезнью: Душевное здоровье - Душевное здоровье – это что? Часть 7. Как добыть цветок папоротника? Он сулит несметные богатства...

Душевное здоровье – это что? Часть 7. Как добыть цветок папоротника? Он сулит несметные богатства...

Е.П. Белякова

Рефлексия была девушка хозяйственная. Поэтому все, что попадалось ей на дороге Жизни, она внимательно разглядывала и прибирала к рукам. «Всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя» − во как пишут о рефлексии компетентные источники!

Что это все значит?

Это значит, что здоровая психика все, с чем она сталкивается, примеряет на себя.

Это как?

Это когда меня трогает и задевает не только то, что имеет прямое отношение к моему благополучию.

Здоровая психика знает, что мир сложнее, чем кажется на первый взгляд, (да и на второй, и на десятый). И для нее попытки проникнуть в глубинный смысл явлений и есть главная цель и источник, питающий ее здоровье и благополучие. Возможно, ее представления о благополучии другого порядка, чем сытый покой, удовлетворяющий животных?

Что же это такое, что может меня задевать, при этом развивать, да еще и не иметь ко мне прямого отношения?

В первую очередь – мировая культура – литература, музыка, театр, живопись… Вот об этом мы сегодня и поговорим.

qSg9jtsB1SF7WbqtKAbTn13pAGwpc2LgHMpNgOBG95XPxRbEt4xMGmEAeSf4GHg16.JPG

***

Ну, конечно, все слыхали, что особую роль в развитии Личности играет культура и ее самый яркий представитель, самый пряный ингредиент - искусство. Эту аксиому никто не опровергает, но и всерьез принимают не многие.

Что стоит за словом - культура? Что входит в это понятие? Зачем и кому нужно искусство? Каким образом все это «хозяйство» развивает Личность?

Согласитесь, что искусство создается не для львов, орлов и куропаток. Оно для людей и о людях. Оно о страстях человеческих – радостях, горестях и сомнениях, страданиях и поисках. Я бы сказала, что искусство это собранный мировой опыт – любви и ненависти, тревоги и тоски, печали и восторга. Зашифрованный опыт мироощущения и миропонимания. (Почему зашифрованный? Потому что приходиться признать, что не всем оно доступно. Но об этом много позже.)

Мы из этого источника питаемся

Зачем?

Чтобы вобрать в себя, взять на вооружение, присвоить.

Зачем?

Я знаю 4 блюда из картошки, а хороший повар 100. Я могу научиться у него, и мне будет вкуснее. Это про картошку. А если про людей?

Разного рода искусства (и каждое по-своему) развивают в человеке особого рода чувственность восприятия жизни. Я бы сказала, видение скрытого, глубинного смысла ее явлений. Это особое видение «зависит более всего не от способности к логическому мышлению, а от его эмоциональной тонкости», считал нейропсихолог Лурия.

Чем лучше человек понимает суть поступков и слов - чужих и собственных, тем лучше он понимает себя и других людей. А чем более он компетентен в человеческих взаимоотношениях, тем вкуснее и интереснее ему жить!

Уместно здесь вспомнить про человека - радиоприемник. Если у вас только 1 программа (новости вашей жизни) вы приемник из дешевых, и не удивляйтесь, что вы мало востребованы. Если же вы способны настраиваться на разных людей, чувствовать многих людей, значит, в вас много «волн», и ох, как же вы в мире людей ценитесь! Искусство как раз и призвано развивать способности к «улавливанию» этих волн.

***

Так что надо делать? Ходить в картинные галереи, слушать классическую музыку, и читать Достоевского? Не так все просто!

С каким наслаждением я в своей книге «Секретики» проехалась танком по тому, что сейчас называется «интеллигенцией» и ее отношениями с искусством.

…Аня росла в интеллигентной семье. В представлениях большинства − это люди с высшим образованием, которые не пьют, не дерутся, отпуск и праздники проводят вместе…

…Как полагается в интеллигентных семьях, ее водили в Пушкинский музей, в Третьяковку и на выставки. Поэтому она знала многих художников по фамилии и помнила, как выглядят их картины.

Аня не сомневалась, что живопись, как всякое искусство, принадлежит народу. То есть понятно и доступно всем. Посмотрел картину и составил свое мнение. Ну а уж ценность живописи для нее никогда не подвергалась сомнению, не зря же за работы великих мастеров платили такие деньги...

…Но уверенней всего Аня себя чувствовала, когда речь заходила о литературе. Это был ее конек. Аня отлично разбиралась в жанрах, композиции и других литературоведческих нюансах…

…Создавалось впечатление, что Аня в литературных произведениях в основном следит за сюжетом или рассуждениями автора. И она может это произведение детально разобрать, как шустрый ребенок разбирает по частям подаренную ему машинку. Но чем восхитился герой, отчего ему стало горько, больно или сладко, она не понимает, скорее, принимает на веру. Или за писательский вымысел…

Реплика в сторону: Почему подобных людей считают образованными и называют интеллигенцией? Возможно, потому, что общий культурный уровень настолько упал, что на фоне остальных, объясняющихся междометиями и смайликами это прямо-таки: «Вау»!

***

Хотите рецепт, как следует воспринимать искусство, чтобы оно обогащало ваше мировосприятие? А вот с рецептом у нас с вами сложности - для приготовления этого блюда требуется некий особый ингредиент, который далеко не у всех имеется в наличии. Это «фибры души», то есть хорошо развитая, богатая эмоциональная сфера. (Об этом мы будем разговаривать несколько позже).

Попробуем тогда хотя бы сформулировать критерий восприятия искусства.

Если я способен воспринимать произведение искусства не отстраненно, то есть не только разумом, но прежде всего душой, принимать его близко к сердцу, то у меня есть реальный шанс от всего этого стать глубже, тоньше, лучше понимать людей, лучше понимать себя… Поумнеть! Измениться! Развиться!

Вот он, критерий – происходит обогащение души и рост Личности, или не происходит.

Впрочем, давно и повсеместно совершается хитрая подмена, когда великая культура используется исключительно для того, чтобы занять свободное время. Этакое полезное и почетное времяпровождение, и не более!

Тогда человек может регулярно ходить в театр, с утра до вечера слушать музыку, читать тонны и километры умных книг. Возможно он даже получает кайф от сложных спектаклей, кино и книг, но… никаких душевных изменений с ним не происходит! Каким был, таким и остался, ни глубины не появилось, ни тонкости, ни масштаба… Это видно невооруженным глазом - по качеству общения с людьми. А ежели как не понимал людей, так и не понимает, то спрашивается, к чему все?

Может быть, смотреть и видеть, слушать и слышать – разные понятия?

Когда-то в ранней юности ей казалось, что все истории и стихи написаны для нее и про нее. Это прошло быстро и столь незаметно, что только теперь Аня обнаружила, что многие годы она воспринимала великую литературу как сквозь марлевую повязку на лице, которую одевают, чтоб не заразиться. Перипетии героев скользили по поверхности сознания, не трогая, не задевая. Это было что-то про чью-то жизнь и не имело к ней никакого отношения.

Сейчас все было по-другому. Вместе с героями книг она испытывала самое острое блаженство или самые мучительные страдания. Описания природы, в которых она раньше холодно отмечала удачные метафоры, теперь ожили. Со страниц струились запахи и звуки, она их чувствовала, слышала, наслаждалась ими… А хитросплетения чужих судеб заставляли вглядываться в себя, оглядываться вокруг, искать закономерности. Почему у них так сложилось? Могло ли быть иначе? И тут же вставал вопрос: а как у меня? А у других? А почему?..

Она вспомнила, как это – трепетать от мысли. Мысли, которую ты знал, но не сумел сказать, или новой, которую не принимаешь, потому что она незнакома, потом начинаешь примериваться к ней, и вдруг она до тебя доходит, и ты чувствуешь ее красоту и силу… И в этот момент тебя будто приподнимает над землей!

Аня наконец поняла, зачем пишут и читают книги.

«Секретики». Записки психотерапевта»

 

***

Закончить эту главу о роли культуры в жизни человека, я хочу воспоминанием об одной печальной истории. Несколько лет назад я преподавала в школе-студии МХТ.

Описала свои наблюдения о происходящем там в своем ЖЖ. Что тут началось!! Мой Живой Журнал как взорвался. Разборки футбольных фанатов показались бы на этом фоне легкой пикировкой между девицами благородного происхождения. Там было все: от угроз до площадной брани. Под особо грубыми постами я только подписывала: «Это уровень МХТа», «А это уровень ВГИКа…»

Тогда я и написала, что настоящее творчество невозможно без культуры – не внешней (сколько книг прочитал), а внутренней, впитанной всеми фибрами души. А иначе, зачем ты эти книги читал? И тут, по аналогии, мне вспомнилась «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой. Потому что речь там идет как раз о Школе-студии МХТ в самом начале ее становления.

Известно, что Цветаева была дружна с молодыми актерами студии МХТ. И по ее свидетельству, в то время в студии еще преподавали манеры – как человек высшего света садится, кланяется, обращается к даме или кавалеру, как он должен вести себя с человеком старше или младше себя. Как разговаривают с прислугой, а как с человеком, имеющим положение. Как принято.

Я позволю себе привести здесь короткий отрывок из "Повести о Сонечке" Марины Цветаевой. Размышляет актер студии МХТ: «Дело не в том, что нужно - так кланяться, а в том - почему надо так кланяться, как от первого дикаря к тому поклону - пришли. От раздирания, например, друг друга зубами - до дуэли. Это меньше всего - форма, и больше всего - суть. Ибо простите за грубый пример - нельзя, так поклонившись, заехать друг другу в физиономию - и даже этих слов сказать нельзя, и даже их подумать нельзя, а если их подумать нельзя - я уже другой человек, поклон этот у меня уже внутри...»

Продолжение следует…

Рисунки с сайта АртСинтезТерапии. Материал размещен с любезного разрешения автора, другие работы Е.П. Беляковой можно прочитать на сайте АртСинтезТерапия  или в блоге автора .