Жить с болезнью: Депрессия - Депрессия у детей и подростков

О. Лапшин

 Введение

Эта картина не уходит из моей головы: я стою один, все мои одноклассники - за моей спиной. Они смотрят… пристально, не отводя глаз… Никто из них не находит в себе смелости подойти и встать рядом. Сам я уже не могу больше стоять на земле…

Я не могу прекратить чувствовать это, не могу изменить это состояние сам, не могу сделать правильный шаг… Мне нужна помощь… (Из истории Миши К., 13 лет)

Этот небольшой пример позволяет понять, что может ощущать ребенок, страдающий депрессией: одиночество, страдания, боль, тоска, уныние и отчужденность от окружающих людей, друзей, одноклассников, учителей, родителей.

Детская и подростковая депрессия – это реальность, и сегодня она встречается все чаще и чаще. Ее можно перепутать с периодом взросления, признаки которого перекликаются с симптомами депрессии. В каждом периоде развития ребенка родители и окружающий мир ожидают вполне конкретных особенностей поведенияния: когда он должен начать ходить, говорить, самостоятельно держать ложку с кашей, спать без света, заводить друзей, принимать решения и нести ответственность за поступки. Родители подростка готовы к тому, что его эмоции, мысли, настроение и поведение могут меняться стремительно. Иногда это происходит незаметно и не причиняет дискомфорта окружающим, иногда контраст может быть довольно выразительным.

Для ребенка или подростка каждое происходящее события – маленький стресс: замечание учителя, неодобрительные слова родителей, ссора с одноклассниками. Под влиянием таких событий переходы от печали к радости могут случаться по многу раз в день. Большинство справляется с такими мини стрессами незаметно для себя.

Когда же стресс становится частым, когда ребенок имеет предрасположенность к заболеванию или не находит поддержки окружающих, может возникнуть депрессия.

Так же как и с депрессией у взрослых, депрессия у детей и подростков – это психическое расстройство, требующее незамедлительного участия родителей и обращения к специалисту.

Причины и течение депрессии

Как часто у детей бывает депрессия?

У детей до 12 лет (или до периода полового созревания) депрессия встречается относительно редко – у 1 из 50 детей (то есть, 2%) бывают когда-либо серьезные эпизоды депрессии. Однако, начиная с периода полового созревания,  частота депрессии возрастает. Один из 15-20 подростков испытывал когда-либо депрессию (это уже 5-8%), и уже начиная с 15 лет подростки страдают депрессией так же часто, как и взрослые. До 12 лет случаи депрессии одинаково наблюдаются у мальчиков и у девочек. После 12 лет девочки-подростки страдают депрессией в 3 раза чаще мальчиков (данные Всемирной организации здравоохранения).

Чем депрессия у детей отличается от депрессии у взрослых?

Депрессия у детей до 12 лет - это, вероятно, неоднородное заболевание. То есть, это может быть начавшаяся «взрослая» рекуррентная депрессия, обусловленная наследственными (биологическими факторами). Но, чаще, депрессия в этом возрасте возникает подействием психотравмирующих факторов: смерть близкого человека, проблемы в семье, конфликты, пренебрежение ребенком, развод, а также неудачи в школе, разлука с друзьями и т.п. Начиная с подросткового периода (около 12 лет) депрессии все более становятся «взрослыми», то есть, они больше похожи на депрессии у взрослых. С 15 лет депрессия у подростков лишь немного отличается от депрессии у взрослых.

Как протекает депрессия у детей и подростков?

Короткий ответ – Ппримерно так же, как у взрослых. Приступы длятся в среднем 7-8 месяцев, но могут быть и гораздо короче, и длиннее – длиться годами. Между такими приступами нарушений обычно нет, или они слабые. Если был только один эпизод, то у большинства в течении 2-5 лет приходит следующий (то есть, в течении 5 лет у 70% будет новый эпизод).

Могут ли психические нарушения сохраниться после 18 лет?

Детская депрессия реже переходит в депрессию у взрослого (в меньше чем в половине случаев). Депрессия у подростков чаще всего (в 70% случаев) продолжается и после 18 лет. Здесь в половине случаев может возникнуть биполярное расстройство, чаще 2 типа. У тех, у кого приступы депрессии продолжаются и после 18 лет, часто (у каждого второго) развивается биполярное расстройство, обычно второго типа –  с преобладающими депрессиями и короткими периодами повышенного настроения или активности. Депрессия в детском и подростковом возрасте не влияет на риск возникновения шизофрениией или других психотических заболеваний.

Проявления депрессии

Какие обычные проявления депрессии у детей и подростков?

Главные проявления депрессии схожи с симптомами у взрослых. У ребенка долгое время (больше двух недель) почти каждый день сниженное настроение, усталость, неспособность усидеть на месте (или наоборот – он становится менее подвижным, чем обычно). Теряется интерес к прежним любимым занятиям, игрушкам, еде. Ничто не приносит удовольствия. Может быть чувство вины, низкая самооценка, ребенок чаще плачет. Могут быть нарушения сна – неспособности заснуть нормально, плохой сон, или увеличении времени сна.

Какие особенности проявления депрессия у детей?

Во время депрессии дети, чаще, чем  взрослые, становятся  раздражительными, агрессивными, непослушными, возникают приступы истерики и плача, жалобы на здоровье, например, на боли в животе, головные боли, и нежелание общаться с родными и друзьями. Ребенок становится очень чувствительным к тому, что его отвергают – родные или сверстники. Повышенная отвлекаемость и неспособность усидеть на месте могут вести к проблемам с учебой. У ребенка могут появляться мысли о смерти, страх своей смерти или смерти родителей. Эти проявления чаще бывают наряду с другими, более обычными симптомами депрессии, но реже и без них.

Какие особенности депрессии у подростков?

У подростков, особенно после 15 лет, депрессия, по сути, такая же, как и у взрослых. Но взрослые могут принять ее проявления просто за особенности переходного возраста. У  многих подростков с депрессией возникают нарушения взаимоотношений с родителями, родственниками, проблемы в школе, они начинают принимать наркотики или выпивать, и т.п. Эти проблемы могут сопровождать его уже во взрослую жизнь.

Какая вероятность самоубийства у детей и подростков?

Даже у ребенка до 8 лет при депрессии могут появиться мысли о самоубийстве. Но вероятность реальной попытки его осуществить у детей до 12 лет очень мала. У подростков вероятность попытки самоубийства увеличивается, и после 15 лет риск самоубийства при депрессии такой же, как и среди взрослых.  По некоторым данным, в России ежедневно совершают суицид 5-6 человек до 18 лет. То есть, последствия нераспознанной депрессии могут быть самыми печальными. Если возникли существенные опасения относительно самоубийства, необходимо незамедлительно обратиться к специалисту и, вероятно, пройти лечение в больнице.

Какие проблемы могут возникнуть при распознавании депрессии у детей и подростков?

Взрослые часто не склонны принимать переживания ребенка и подростка всерьез.  Они больше обращают внимание на проблемы с поведением или со здоровьем. Например, ребенок плохо ведет себя в школе, дерется со сверстниками, или жалуется на постоянную усталость, разнообразные боли. Сам ребенок (как иногда и подросток, и взрослый), если его особо об этом не расспрашивать, может и не говорить о своем плохом настроении, отсутствии удовольствия в жизни (ангедонии) и других переживаниях. Во многих семьях родители не могут или не хотят уделить достаточно внимания нуждам ребенка. Наконец, границу между требующей лечения депрессией и нормальными переживаниями у ребенка определить труднее, а депрессию в любом возрасте люди склонны не считать болезнью. 

Какие другие психические расстройства встречаются у детей вместе с депрессией?

У каждого второго ребенка с депрессией есть какое-либо еще психическое расстройство. Прежде всего   это тревожные расстройства, например, ребенок боится (больше, чем обыкновенные дети) незнакомых мест, людей, отвечать на уроке, ездить в незнакомые места, оставаться наедине, боится смерти. Затем, вместе с депрессией может встречаться расстройство поведения, то есть, ребенок (а чаще подросток) становится агрессивным и непослушным. У подростков к депрессии может присоединяться злоупотребление алкоголем и наркотиками. 

Когда ставят диагноз депрессии у ребенка?

Так как проявления депрессии у ребенка часто неопределенные, то без особой необходимости диагноз депрессии ребенку не ставят. Безусловные основания для диагноза – это отчетливые проявления депрессии, значительно нарушающие жизнь ребенка, его учебу и самочувствие, а также мысли о самоубийстве. В других случаях, когда явно видна причина депрессии, хотя ребенок реагирует на нее уж слишком глубоко, врач может ограничиться диагнозом «нарушение адаптации с депрессивным аффектом» (то есть, депрессивными переживаниями). Первоочередное лечение в любом случае – психологическое консультирование и психотерапия.

Может ли депрессия пройти сама собой?

Если говорить об одном приступе депрессии, то при легкой депрессии 7 из 10 детей поправится и без какого-либо лечения. При депрессии средней тяжести и тяжелой – только 3 из 10 подростков или детей могут выздороветь сами. Если говорить о депрессии, как о заболевании, то у каждого второго ребенка до 12 лет и у 3 из 10 подростков депрессия ограничивается 1-2 приступами. Выздоровлению способствует и то, что родители и взрослые вокруг реагируют на состояние ребенка, и стараются помочь ему, разрешить ситуацию, которая привела к депрессии. Однако не стоит «на глаз», без консультации специалиста попытаться оценить тяжесть депрессии, и успокаивать себя, что «пройдет и так».

Лечение депрессии

Как часто дети с депрессией получают необходимое лечение? К сожалению, далеко не всегда. Так, дети с депрессией часто жалуются на боли в животе, недомогание, поэтому они нередко наблюдаются по поводу хронического холецистита, хронического гастрита, цистита, тонзиллита, ревматизма, вегето-сосудистой дистонии.

Как лечат депрессию у детей и подростков?

При легкой депрессии и очевидной ее причине – достаточно внимательного отношения к ребенку, уменьшения стрессов, по возможности используется психотерапия и природные препараты (рыбий жир и зверобой). При депрессии средней тяжести тоже по возможности сначала лучше попытаться использовать психотерапию, и если ее эффект недостаточный через 4-6 недель – возможно начать лечение антидепрессантами. При тяжелой депрессии, когда обычная жизнь ребенка значительно нарушена, есть мысли о самоубийстве – лучше тоже начать лечение с психотерапии, но возможно прибавить антидепрессант спустя короткое время, если не идет улучшение, или даже в самом начале. При тяжелой депрессии у ребенка или подростка надо обсудить, не лучше ли первые 3-4 недели подобрать необходимое лечение в больнице.

Насколько эффективно лечение депрессии у детей и подростков?

Наиболее действенным лечением будет сочетание психотерапии и медикаментов. Если же применение медикаментов сопровождается сильными побочными эффектами или по каким-то причинам невозможно, применяются различные методики психотерапии. Эффективность не столь высока как в первой ситуации (в первом варианте успех может быть у 7 из 10 детей, во втором – у 4 из 10).

Как психотерапия используется при лечении депрессии у детей?

Психотерапия у детей и подростков является наиболее предпочтительным методом лечения в легких и среднетяжелых случаях, в особенности, если депрессия связана с психотравмирующими событиями..  У детей и подростков могут использоваться несколько видов психотерапии, в особенности когнитивно-поведенческая психотерапия. Другие методы (межличностная психотерапия и поведенческая активация) менее известны в России. Широко применяются различные виды семейной психотерапии (когда на сеансы приходят и родители, и ребенок), групповой, игровой психотерапии. В больших, а часто и в маленьких городах всегда есть психологи или психотерапевты, которые работают с детьми, хотя, конечно же, лучше найти специалиста, который имеет опыт именно в детской психотерапии при депрессии.

Какие природные препараты могут использоваться для лечения депрессии?

У детей, как и у взрослых, в качестве дополнительного лечения могут использоваться рыбий жир (а точнее, его компонент - омега-3-жирные кислоты) и препараты зверобоя (гиперурикума). Обычно они продаются в капсулах. Они могут использоваться как вместе, так и по отдельности. Эти препараты обладают слабым антидепрессивным эффектом, и при этом практически лишены нежелательных эффектов. Эффект от лечения ими развивается в течении 6-12 недель, и лечение необходимо продолжать в течение 6-9 месяцев при одиночном приступе депрессии, и 2-3 года – если эпизодов депрессии было больше одного. Если начато лечение антидепрессантом, то использование рыбьего жира можно продолжить, а вот прием препаратов зверобоя лучше прекратить.

Как рыбий жир (омега-3-жирные кислоты) может использоваться при лечении депрессии?

Дозы омега-3-жирных кислот для лечения депрессии выше, чем просто для профилактических целей («для здоровья»), и составляют 1,5-2 грамма. Обычно такая доза содержится в 4-6 капсулах рыбьего жира (лучше рассчитать исходя из информации на упаковке). Побочных эффектов обычно нет, или они доставляют лишь небольшие неприятности. Например, отрыжка с запахом рыбы (для того, чтобы ее избежать можно капсулы хранить в холодильнике, или принимать лекарство вечером), или жидкий стул при применении высоких доз. Надо избегать препаратов рыбьего жира с добавленными витаминами А и Д (некоторое количество их содержится и в чистом рыбьем жире), чтобы не вызвать их передозировки. Добавленный витамин Е  безопасен, хотя и пользы для лечения депрессии от него тоже нет.

Увеличивают ли антидепрессанты риск самоубийства?

Очевидно, что антидепрессанты могут увеличить вероятность появления мыслей о самоубийстве. Это происходит достаточно редко: 1 подросток из ста, кто принимают лекарство, может пострадать от него (то есть, на 64% больше, чем если бы антидепрессанты не использовались). Увеличение риска собственно самоубийства установить сложнее, так как это редкое событие. Если попытаться определить риск самоубийства при лечении антидепрессантами из некоторых ранних исследований, то на 20 000 детей и подростков это примерно 100 дополнительных попыток самоубийства и 1 завершенный суицид. В последнем большом исследовании увеличения риска завершенных самоубийств обнаружено не было. Может быть, это произошло, так как врачи и родители стали более внимательно наблюдать за детьми, которые принимают антидепрессанты.

Оправдано ли лечение подростков и детей антидепрессантами?

С точки зрения врачей, для лечения тяжелой депрессии и во многих случаях лечения депрессии средней тяжести – да. Хотя самоубийство - здесь самое нежелательное и тяжелое событие, но его риск при использовании антидепрессантов увеличивается незначительно. И риск этот можно исключить, если внимательно наблюдать за ребенком в начале лечения, или начинать лечение в больнице. Большинству детей и подростков, которым необходимо лечение, антидепрессанты помогают. Родители должны взвесить все «за» и «против». На практике, большое значение имеет также позиция врача. Если он последовательно объясняет преимущества и риск  лечения, и те меры, которые можно принять для уменьшения риска, то родители более склонны согласиться на лечение. Например, после того, как из-за предупреждения о возможном увеличении риска самоубийства применение антидепрессантов для лечения подростков резко сократилось, количество самоубийств в США и Голландии среди подростков только увеличилось.

Какие антидепрессанты используются при лечении депрессии у детей и подростков?

Лечение обычными антидепрессантами у детей менее эффективно, чем у взрослых. Но больше чем в половине случаев (60%) лечение антидепрессантом помогает. Поэтому, а также из-за возможных побочных эффектов, они не являются первоочередным лечением, как у взрослых. Сейчас только один антидепрессант (флуоксетин) рекомендован для детей до 12 лет. После 12 лет может использоваться также эсцитопралам (ципралекс, лексапро).

Какие предосторожности надо принять при лечении антидепрессантами?

Необходимо помнить, что для большинства детей и подростков лечение антидепрессантами безопасно. Но все же надо контролировать состояние ребенка или подростка, особенно в течение первых 3-6 недель лечения, регулярно обсуждать с ним, не усилились ли мысли о смерти и самоубийстве. Если такое происходит – необходимо в ближайшие дни проконсультироваться с врачом и возможно, продолжить лечение в больнице.

Как скоро наступает эффект лечения антидепрессантами, и как долго необходимо его продолжать?

Эффект лечения антидепрессантами появляется обычно спустя 4-6 недель. Лечение необходимо продолжить 6-9 месяцев после первого эпизода депрессии, и 2-3 года – если было больше одного эпизода. Не надо прекращать прием антидепрессанта самостоятельно, лучше всегда перед этим проконсультироваться с врачом.

«Неуд» по поведению: Андрей, 8 лет.

До болезни.

Андрей был активным, жизнерадостным ребенком. Правда, был очень «плаксивым» в грудном возрасте, да и позже мог «закатить скандал», иногда просто, потому что устал в долгой поездке. Родители познакомились, когда учились в аспирантуре в Московском Государственном Университете. Отец тяготился жизнью в большом городе. Но по окончании аспирантуры быстро нашел высокооплачиваемую работу, которая позволила купить в ипотеку квартиру и содержать семью. Вероятно, у него были и депрессии, начиная с юношеских лет (судя по описаниям матери ребенка), но к врачам он никогда не обращался.

Развод родителей.

Родители развелись, когда Андрею было 5 лет. Последовал ряд судов, на которые подавала мать. Отношения между родителями стали очень напряженными. Отца Андрей любил, но видимых переживаний по поводу расставания не было. С того времени Андрей отца не видел, тот уехал из Москвы и переехал обратно к родителям в Казахстан. С матерью отношения у Андрея по-прежнему были хорошие, хотя дома он играл обычно один в своей комнате, когда мать делала домашние дела. Мать устроила Андрея  в танцевальную студию, он ходил к репетитору по музыке, занимался и в других кружках. Но школа с самого начала давалась Андрею нелегко. Он был неусидчивым, и в общем-то вел себя как ребенок помладше, а не школьник. Если что-то не давалось, мог бросить учебник, и отказаться писать или выполнять задание.

Комментарий: Хотя речь идет о времени до болезни, можно обратить внимание на два обстоятельства, которые могли бы вызвать депрессию у Андрея. Первое, это, вероятно, наследственность. Второе - развод родителей, сопровождавшийся длительными судебными процессами. Хотя не всякий развод ведет к психологическим проблемам у ребенка, но такое весьма возможно, особенно при активном «выяснении отношений» между бывшими супругами, и неизбежным при этом у одного или обеих из родителей  проблемами общения с ребенком. 

Проблемы в школе и дома.

Однако с осени второго класса поведение в школе еще более ухудшилось. Учителя жаловались на его агрессивность. «Последней каплей» для педагогов было, что Андрей очень сильно ударил девочку, за то, что она его как-то обозвала. Мать вызвали в школу, и попросили проконсультировать ребенка у врача. Еще раньше школьный психолог беседовал с Андреем, и высказал предположение, что у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Примерно в то же время Андрей стал говорить матери, что ему не хочется жить, что он хочет покончить с собой (спрыгнуть с крыши гаража во дворе, или выехать на велосипеде на дорогу).

Комментарий: Депрессия у ребенка и подростка может вести к агрессивности, неусидчивости,  невнимательности ребенка. Часто при этом родители и даже врачи ищут объяснение в обычных проблемах общения со сверстниками, воспитания. Нередко возникает и предположение о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – то есть, если сказать проще, о ненормально повышенной отвлекаемости и невнимательности, которая чаще всего проявляется в школе и у большинства заканчивается в юности.

Первое обращение к врачу.

Мать обратилась к детскому врачу-психиатру в поликлинику. Андрей во время приема был «обычным». Специально о депрессии врач не расспрашивал, и прежде всего обратил внимание на заключение психолога и жалобы учителей. Врач, как и психолог прежде, тоже предположил, что вероятно у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью, предложил начать психотерапию с детским психологом и лечение пирацетамом. Психотерапия была для матери слишком дорогой. Лечение пирацетамом никакого улучшения в течении двух недель не дало. Ребенок продолжал говорить, что ему не хочется жить, дома был тихим, иногда выглядел подавленным, не хотел выходить гулять на улицу, не хотел идти в школу. Он боялся даже пойти с матерью на аттракционы, которые раньше очень любил, так как боялся, чтобы там случится что-нибудь. Он с трудом засыпал. Из школы продолжали поступать жалобы на его невнимательность.

Комментарий: депрессии врач-психиатр «не увидел». Вероятно, это произошло потому что мать прежде всего жаловалась на проблемы в школе. Без специального расспроса о настроении установить диагноз депрессии у ребенка невозможно.

Второе обращение к врачу.

Мать проконсультировалась с частным врачом-психиатром. Врач расспросил Андрея о его нежелании жить, настроении, почему он хочет покончить с собой, и высказал предположение, что у ребенка депрессия. Он рекомендовал психотерапию, и начать лечение флуоксетином (антидепрессант), давать ребенку рыбий жир (1200 мг в день в капсулах), и мелатонин 1 мг на ночь на две недели для улучшения сна.  Обсудили также возможность начать лечения в больнице.  Но Андрей все же мог продолжать учиться в школе, а вероятность самоубийства, принимая во внимание его возраст и постоянный надзор матери, была все же небольшая. Мать купила флуоксетин в аптеке, однако после этого прочитала в интернете, что он увеличивает вероятность самоубийств, и решила таблетки ребенку не давать. Пошла на психотерапию с ребенком, и отдельно устроила Андрея на игровую психотерапию в группе. Врач-психиатр в поликлинике (к которому тоже потом обращались) диагноз депрессии не подтвердила.

Комментарий: Первоочередное лечение депрессии у детей – это психотерапия. Врач в частной клинике назначил флуоксетин. Скорее всего, в этом случае было бы обосновано подождать около 2-4 недель после начала психотерапии, оценить состояние ребенка, и затем подумать, нужен ли антидепрессант. Но мать (можно понять и ее состояние) просила назначить хоть какое-то лечение, и врач «сдался». Вероятно, надо было лучше обсудить с матерью проблемы при назначении флуоксетина. Рыбий жир обладает небольшим антидепрессивным эффектом, и при этом у него практически нет побочных эффектов. Трудно понять, почему  врач в поликлинике остался при своем мнении. Но главное, что, наконец, удалось начать лечение.

Улучшение.

Состояние ребенка, а также его поведение в школе, стало медленно улучшаться. Это происходило неравномерно, были дни похуже и дни получше. Но спустя месяц после начала психотерапии ребенок перестал говорить о самоубийстве. Психотерапию продолжили до начала лета. Летом решили, что Андрей поедет в гости к папе в Казахстан. Хотя ребенок вначале очень боялся куда-то ехать, но потом согласился. Очень был рад своей поездке к папе, всем потом описывал, какой у него папа добрый и веселый. За последние два года (сейчас Андрею 10 лет) депрессии у ребенка не было, школьная успеваемость и поведение хорошие. Рыбий жир мать продолжает давать Андрею, другого лечения нет.

Комментарий: Что хорошо – удалось приступить к лечению депрессии у Андрея спустя 3 месяца после ее начала. Важно и просто внимание матери и окружающих к проблеме, то, что удалось объяснить проблемы в школе, а не просто ругать за них ребенка. Также депрессия заставила прежних супругов сотрудничать. Трудно сказать, будут ли депрессии еще у Андрея в будущем. Шанс – 50 на 50.

«Трудный возраст»: Аня, 14 лет.

До болезни.

Аня была «поздним ребенком». Мать - инвалид второй группы, болеет ревматоидным артритом. Отец страдал периодическими запоями, но в остальном был тихим и вежливым человеком. Оба инженеры. Когда Ане было 8 лет отец скончался от прободения язвы желудка. Жили бедно, на заводе, где время от времени работала мать, действовали только отдельные цеха. Когда Ане было 12 лет, мать повторно вышла замуж за вдовца, соседа по дому. У того от прежнего брака были уже два взрослых сына. Хотя отчим пытался  наладить отношения с Аней, но они были поверхностные. Отношения с матерью были неустойчивые. Мать глубоко жизнью и проблемами дочери не интересовалась, была озабочена многочисленными проблемами со своим здоровьем и деньгами.

Комментарий: Надо отметить возможную наследственную предрасположенность к депрессии, а также непростую семейную обстановку. Вместе они, как мы увидим, и привели к депрессии.

Депрессия.

Осенью, когда Аня училась в 9 классе, у нее постепенно начало ухудшаться настроение. Чувствовала себя усталой, в школе учиться не было ни сил, ни желания. Часто обзывала себя «дурой», «толстой» (была лишь немного полной), стала прогуливать школу. Об этом стало известно матери, та стала провожать Аню на занятия, но та все равно часто уходила с уроков или бесцельно гулять по городу, или домой. В школе никаких особенных проблем не было. Дома просто лежала, иногда читала. Много спала, аппетит оставался прежним. Зимой, несмотря на все уговоры и скандалы, отказалась ходить в школу, сказала, что не хочет больше жить, и думает о том, чтобы покончить с собой – броситься с высотного здания или отравиться. На упреки могла хлопнуть дверью, накричать, разрыдаться. Мать воспринимала это как просто проблемы переходного возраста. Отношения с матерью стали очень напряженными, отчима Аня игнорировала.

Комментарий: У Ани началась серьезная депрессия. К сожалению, взрослые восприняли ее как подростковые проблемы, хотя, это скорее правило, чем исключение. Для них проблемой были скорее постоянные скандалы по малейшему поводу, и нежелание Ани посещать школу.

Попытка самоубийства.

Однажды днем, во время рождественских каникул, пока матери и отчима не было дома, приняла большое количество разнообразных лекарств, которые были в домашней аптечке. Потенциально опасных лекарств в большом количестве в аптечке не было, поэтому серьезного отравления они вызвать не могли. Матери, когда она пришла, объяснила, что сделала это, потому что ей так плохо. Отчим вызвал «Скорую помощь», после наблюдения в приемном покое Аню перевели на психиатрическое отделение больницы. 

Комментарий: не надо думать, что попытка самоубийства в данном случае была полностью демонстративной. Все могло бы закончиться гораздо более печально, если бы в аптечке оказались сильнодействующие препараты, или даже если бы обычных лекарств было бы несколько больше. К счастью, в большинстве, особенно у девушек, попытки самоубийства не представляют собой реальной опасности, и скорее, как часто говорят, это «крик о помощи».

Лечение в больнице

Дежурный врач назначил Ане успокаивающие и амитриптилин (антидепрессант). От такого лечения эффект был скорее отрицательный: Аня спала целыми днями, чувствовала себя по-прежнему плохо, упрашивала мать забрать ее из больницы. Вернувшийся после отпуска лечащий врач отменил амитриптилин и начал флукосетин. После того, как врач поговорил с матерью и Аней, было решено Аню выписать. Во время разговора обсуждалась семейная обстановка, возможность повторной попытки самоубийства, меры, которые необходимо принять, чтобы избежать этого, важность продолжения лечения, в том числе возможности психологического консультирования. Всего Аня была в больнице всего около 10 дней.

Комментарий: амитриптилин – старый и испытанный антидепрессант, но, увы, с выраженными побочными эффектами. Для лечения подростков и детей он не используется. Дежурный врач скорее поступил по принципу – «пациент спит, проблемы нет». Лечение можно было бы продолжить и в больнице еще 3-4 недели. Лечащий врач согласился на уговоры матери и Ани, вероятно, сыграло и то, что на тот момент мать и Аня поняли серьезность проблемы, были настроены на лечение, и вероятность повторной попытки самоубийства была небольшая.

Продолжение лечения

Аня продолжила лечение флуоксетином дома. Через некоторое время начала ходить на психологическое консультирование, вначале с матерью, в городской психологический центр. Настроение постепенно за месяц-два пришло в норму. Уже в марте Аня вернулась в школу. Лечение продолжили до лета. Летом и Аня забыла о таблетках, и мать больше не настаивала на их приеме. Осенью в октябре настроение вновь начало ухудшаться, но серьезной депрессии не было. Лечение флуоксетином возобновили, на этот раз оно длилось несколько дольше, но тоже до очередного лета. С тех пор серьезных обострений депрессии не было. Летом Аня поступала в университет. На дневное отделение поступить не удалось, начала учиться на вечернем на психологическом факультете. Сейчас замужем, хотя в семье не без проблем (и Аня и ее муж – люди не с самым простыми характерами). Воспитывают трехлетнего сына.

Комментарий: Нельзя сказать, что Аня лечилась более регулярно, чем это обычно делают это пациенты с депрессией (хотя кто-то бросает лечение сразу или короткое время спустя после начала). И лечение должно продолжаться дольше – до двух лет после второго приступа. Это счастливое обстоятельство не должно быть «руководством к действию» - рекомендации о продолжительности лечения позволяют избегать во многих случаях повторные приступы депрессии. Нельзя сказать, закончились ли депрессия в этом случае полностью. Однако, может быть и благодаря относительно раннему лечению, сейчас у Ани этой проблемы нет.