Жить с болезнью: Заболевания детского и подросткового возраста - Феномен патологического фантазирования у детей, или «Что в имени тебе моем?..». Часть 1.

Часть 1.

М.А.Бебчук, О.М.Щедринская

Последние международные данные свидетельствуют, что число детей, имеющих заболевания аутистического спектра, превышает число детей с синдромом Дауна, онкологией, глухотой и слепотой в совокупности. Известно, что в России диагноз «аутизм» ставится заметно позже, чем в странах Европы и США. Вследствие поздней диагностики многие дети своевременно не получают специализированную помощь, что негативно сказывается на развитии, обучении и социализации. Большинство родителей и педагогов не имеют достаточной информации о том, как разграничить свойственные нормальному развитию проявления детского поведения от его патологических форм или душевного заболевания.

Цель статьи – выделить важнейшие признаки феномена патологического фантазирования для совершенствования психологической коррекции отношений с ребенком и создания оптимальных условий его развития.

Материал был подготовлен по результатам исследования 84 семей с детьми 3-9 лет, обратившихся в Институт интегративной семейной терапии и в Детскую психиатрическую больницу №6 г. Москвы с 2002 по 2012 год за консультативной, диагностической и лечебной помощью по-поводу «особых» фантазий и игр у детей. Из всех семей - 9 детей (семей) - были направлены педагогами и воспитателями детских образовательных учреждений г. Москвы, с которыми сотрудничает Институт интегративной семейной терапии. Все дети из группы наблюдения были осмотрены психиатром, семьи участвовали в занятиях с семейным психологом, а также посещали детские и детско-родительские коррекционно-развивающие группы, как еженедельно в амбулаторном режиме в осенне-зимне-весенний период, так и ежедневно в летний период в рамках работы семейного реабилитационного психологического лагеря «Изумрудный город».

barber3.jpg

Часть 1. Истории из жизни.

Воспитатель детского сада: «Миша Н., 5.5 лет. Хороший мальчик, но – не отзывается на свое имя! Я говорю: «Миша, давай нарисуем картинку»,  а он отвечает: «Я не Миша, а Геракл!» Все время так: если кто-то к нему обращается по имени – я, другой воспитатель или ребята – он злится и кричит: «Я же говорил Вам! Я - не Миша, а - Геракл!». Еще меня беспокоит, что ему трудно сосредоточиться на заданиях. Он все время думает о чем-то своем и как будто перестает меня слышать. С ребятами не любит бегать, играет сам по себе в уголке, что-то бормочет себе под нос и всегда носит с собой одну и ту же игрушку – фигурку рыцаря. Никогда сам не берет игрушки, которые есть у нас в группе, играет только со своей и ни в коем случае не дает ее другим ребятам».

Педагог, который проводит занятия по подготовке к школе: «Костя С.. Очень умный – читает большие книги уже в 6 лет, недавно сам прочитал Карлсона, представляете? Но, когда что-то прочитает, потом играет только в этого героя. Последний месяц как придет, так бегает по кругу в комнате, никак не усадишь его заниматься или играть. Бегает и «жужжит». Я его прошу перестать, а Костя говорит, что это - не он, а Карлсон «жужжит», мотор так работает! Мы чего только не пробовали – просили, уговаривали, ругали – ничего не помогает! Даже маму попросили подключиться, потому что очень сложно работать: другие дети тоже отвлекаются! А мама говорит, что дома также: если звать Костю обедать – не идет, а если Карлсона позвать – то сразу бежит. Подскажите, играть дальше в эту игру вместе с ним? Ждать, пока ему надоест?»

Психолог - ведущая детско-родительской психологической группы: «К нам на занятия ходит девочка 5 лет с мамой. Девочка очень тихая, стеснительная – все время сидит у мамы на коленках, держит ее за руку. И почему-то очень не любит свое имя. На первом же занятии она (при помощи мамы, прошептав ей на ушко) попросила ее звать не Таней, а Ойкой, а маму – не Светланой, а Машей (из сказки про Машу и Ойку). Она делает разные задания,  как и все другие дети: головоломки складывает замечательно, рисует хорошо, но почти всегда молчит или шепчет что-то маме на ухо. Если мы все вместе играем – никогда не отвечает вслух, даже если знает ответ: она шепчет на ушко, чтобы мама за нее сказала. Мы не слышали ее голоса до того случая, как мама случайно назвала ее по имени (не Ойкой, а Таней). Тут она так рассердилась! На маму громко закричала. Мама потом сказала, что дома она совсем не тихая, и разговаривает с близкими нормальным громким голосом… Не представляю, как она сможет пойти через год в школу!».

Учитель начальной школы: «Никита Т., 7.5 лет. Мальчик хорошо читает, пишет, с математикой все в порядке, т.е. успевает по всем предметам. Но вот есть что-то, что меня удивляет и даже настораживает. Он очень не любит некоторые слова – просто не переносит их! Например, почему-то ему не нравится слово «тигр» - он хочет, чтобы все говорили «лев», или еще, чтобы говорили «крыса», а не «мышь», и слово «снеговик» не любит. Если кто-то при нем эти слова произносит – он ужасно сердится, кричит, в драку готов лезть. Я спрашиваю его: «Почему они тебе не нравятся?» Не отвечает. При этом он этих снеговиков все время рисует. А потом замазывает целиком, чтобы видно не было, и всегда черным фломастером. С ребятами у него не очень хорошие отношения. Он почти с ними не играет и часто приходит ко мне жаловаться: «А почему Петя на меня смотрит? Скажите ему, чтобы он перестал на меня смотреть!» А я вижу, что Петя ничего плохого ему не делает, не обижает. Я не понимаю, как Никите  объяснить, что ему никто не хочет плохого – ни Петя, ни Степа, ни другие ребята!».

Мама мальчика 6 лет: «Сережа очень рано начал разговаривать и сразу длинными фразами, не как малыш. У него очень богатая фантазия. Он все время что-то придумывает. Больше всего он любит рассказывать о планете Кошек: как там все устроено, и что там есть. Он говорит об этом часами. Я, если честно, через какое-то время перестаю понимать, о чем идет речь, могу только слушать и кивать. И он хочет, чтобы все с ним в эту планету играли – и я, и муж, и ребята. Он всегда в игре – он - Мартюшонок, это как будто бы котенок, который живет на той планете. Мы с мужем иногда чуть-чуть играем, а потом говорим: «Ну, может быть, теперь в прятки поиграем? Или в домино?» А он не хочет, настаивает, чтобы мы играли только в эту планету…  Еще Сережа любит слушать аудиокниги. Включает у себя в комнате, садится на качели спорткомплекса и слушает часами. У него замечательная память! Он может с любого места любую сказку рассказать, как будто учил, любит обороты оттуда в своей речи использовать. Это нашей бабушке особенно нравится, потому что он тогда как маленький ученый выглядит».

Очень похожими историями могут поделиться многие педагоги и воспитатели. Однако далеко не все знают, как относиться к таким особенностям ребенка и как правильно действовать. Надо ли звать его «выдуманным» именем, на котором он настаивает? Не будет ли для ребенка травмирующим, если педагог (воспитатель, ведущий группы, родитель) откажется звать его так, как он хочет, а станет обращаться по имени? Правильно ли «подыгрывать» ребенку в его выдумке? Считать ли такие особенности – проблемой или нормальным этапом развития дошкольника и младшего школьника? К какому специалисту и в каких случаях следует рекомендовать обратиться семье?

Продолжение следует...

Часть 2.

Часть 3.

Статья впервые опубликована в журнале "Наука и школа" 2013, №1, стр. 150-156, а также на сайте Института ИнтегративнойСемейной Терапии. Размещено с любезного разрешения автора.