Жить с болезнью: Суицидальное поведение - Предупреждение суицидального поведения

В.Ф. Войцех

Для детей и подростков

Следует оценить влияние отношений в семье и школе на психику ребенка, его реакции на конфликты, ссоры, особенности его поведения при желании чего-то добиться. Это может достигаться путем нанесения себе ущерба (бьется головой, падает на пол и пр.). Следует определить самооценку, поведение ребенка во время игры, особенно в плане разрушающей или созидательной деятельности. Можно использовать для диагностики рисунки ребенка, определение красок в них, которые он чаще использует. Повышенная раздражительность, впечатлительность, чувство неполноценности могут свидетельствовать о мрачном настроении и возможности суицидального поведения. Имеет смысл знакомиться с записной книжкой ребенка, наблюдать за тем, что он чаще смотрит по телевизору, какие книги предпочитает.

К признакам возможного суицидального поведения следует отнести:

1) резкое изменение стиля общения,

2) наличие сильных эмоциональных переживаний,

3) нарушение сна, аппетита,

4) потеря интереса к окружающему,

5) подготовка предметов, способных быть орудием суицида,

6) приведение в порядок своих записей, вещей,

7) раздаривание любимых игрушек, предметов,

8) проявление интереса, к потустороннему миру.

При настораживающем изменении поведения ребенка следует обратиться к специалисту!!!

Для взрослых также характерно многое из уже описанного.

Большое значение имеет изменение стиля поведения и общения (замкнутость или выраженная общительность), знание его личностных проблем и его отношение к ним. Важно помнить, что суицидент сам рассчитывает на помощь со стороны окружающих и только когда убеждается, что он одинок, замыкается в себе.

В.Ф. Войцех, из «Что мызнаем о суициде?»