Преодолеть болезнь: Психотерапия - Лекарство для души


А.А.Иванов, к.п.н., клинический психолог

Лечебное воздействие чтения, литературы в целях нормализации психических, а через них физиологических и биологических процессов организма известно с давних пор.

books3.jpgПри входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка: "Лекарство для души". Врачевание с помощью книг применялось еще в первых библиотеках Греции. Пифагор — математик и известный целитель, наряду с травами и музыкой успешно использовал литературу, стихи для лечения ряда заболеваний. В Европе начало излечения книгой положили первые церковные библиотеки, в которых хранились книги религиозного содержания, приносившие верующим успокоение и надежду. В эпоху Возрождения лечение книгой стали активно использовать врачи в лечебных целях. Так, английский лекарь XII века Т.Сагейдем советовал своим пациентам читать "Дон Кихота" Сервантеса. В наши дни лечение чтением приобрело название библиотерапия. Она определяется как процесс или деятельность, разработанные, чтобы помочь человеку решать свои проблемы или лучше понять себя через ответы в литературе. Такая форма чтения отличается от пассивного чтения своей активностью, направленностью на болезненно измененные состояния и свойства человека с целью их нормализации, уравновешивания. Лечебное воздействие чтения проявляется в том, что образы, чувства, мысли, возникающие при прочтении книги, заменяют болезненные мысли и чувства, или направляют их по-новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на болезненные чувства и состояния для установления душевного равновесия. Преимущества библиотерапии составляют разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность и др.

САМ СЕБЕ ДОКТОР

Библиотерапия отличается характером своего терапевтического воздействия. При библиотерапии происходит неспецифическое влияние на всю нашу личность и на конкретные нарушения через успокоение, удовольствие и радость, чувство уверенности в себе, веры в свои возможности, удовлетворения собой, достаточно высокую психическую активность, активизацию психического развития личности.

Успокоение и уверенность в себе достигаются путем получения специфических, авторитетных знаний из медицинской и психологической литературы, которые показывают преходящий характер возникших расстройств, указывают пути разрешения проблем. Среди такой литературы можно порекомендовать следующие работы: Э. Кречмер "Медицинская психология"; В. Руднев "Характеры и расстройства личности"; Д. Рейнуотер "Это в ваших силах: как стать собственным психотерапевтом"; П. Вацлавик "Как стать несчастным без посторонней помощи"; В. Сатир "Как строить себя и свою семью"; сборник статей "Лабиринты одиночества".

Из произведений художественной литературы и публицистики неспецифическим позитивным влиянием обладает "классический" репертуар: произведения Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и др. В юмористической литературе рекомендуются такие писатели, как И. Ильф и Е. Петров, М. Твен, Я. Гашек; в научно-фантастической — Р. Бредбери, А. Азимов, Э. Рассел, А. и Б. Стругацкие, Р. Шекли; в детективном — Д. Хаммет, Ж. Сименон, Р. Чандлер.

При болезненных состояниях часто переживается отделенность от мира своей болезнью, и человеку довольно трудно получить удовлетворение от жизни. Чаще всего чувство спокойствия можно получить, убеждаясь в том, что мы также можем пережить трудности, как герой данной книги, обладающий волей к выходу из критических жизненных обстоятельств. Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности часто возникает при чтении биографий, автобиографий, воспоминаний, писем выдающихся людей с интересной, но нелегкой судьбой, например, автобиографических произведений Л. Толстого ("Исповедь", "Путь жизни"), Ф. Достоевского ("Записки из мертвого дома", "Дневник писателя"), А. Чехова ("Письма"), где можно видеть, что и выдающиеся мыслители так же, как и многие из нас, переживали неуверенность, что в некоторых областях жизни у них с нами немало общего.

КНИГА СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ

Большинство литературных жанров могут вызывать высокую психическую активность, которая стимулирует нормальные и защитные психические и физиологические процессы, подавляет патологические, способствует исчезновению травмирующих переживаний. Жанры детектива, научной фантастики, юмора могут лучше активизировать этот процесс, чем требующая особых усилий серьезная литература. Литература стимулирует общее психическое развитие личности: активизирует тенденции к сложным компенсаторным реакциям, творческому преодолению трудностей, спонтанности. Доказано, что библиотерапия как метод, не только вовлекает в диалог с героями художественного произведения, с его автором, но в лечебном процессе содействует восстановлению нарушенного диалогического общения, начиная с общения с ближайшим окружением. Накопленный опыт библиотерапии позволяет утверждать, что приобщение к художественной литературе, установка на вдумчивое вчитывание в текст и на чувствительность к его эмоциональной стороне расширяют кругозор, побуждают к самоанализу и являются очень действенным средством лечебного воспитания.

Специфические психотерапевтические процессы в библиотерапии характеризуются более узкой, специальной направленностью на нарушения личности преимущественно через какой-либо один психический процесс: мышление, чувство, деятельность. Поэтому они боле просты, более конкретны, легче регулируются. Это — контроль, эмоциональная переработка, тренировка, разрешение конфликта.

Контроль над психическими процессами осуществляется путем усиления их повторением, воспроизведением деталей или ослаблением посредством анализа, оттеснением другими воспоминаниями и эмоциями.

Контроль можно разделить на несколько степеней. Первая — понимание симптоматики собственного нарушения, его субъективности, вторая — понимание роли своей личности в развитии болезни; третья — осознание своего истинного отношения к важнейшим жизненным проблемам.

Во всех степенях контроля особое значение приобретают медицинские, научные, научно-популярные книги из области психиатрии и медицинской психологии. Во- вторых и третьих степенях очень большое значение может иметь современная беллетристика. Переживания героев произведений дают нам возможность отождествить себя с ними, понять многие личностные особенности, осознать свои ошибки.

ВЖИВАЯСЬ В РОЛЬ

Суть эмоциональной переработки состоит в сравнении личных эмоций с эмоциями других людей. Это способствует научению наиболее оптимальным реакциям и действиям, помогает избегать слишком бурных или слабых эмоциональных реакций. Литература в этом случае дает возможность сделать это с таким же эффектом, как и проведение групповой психотерапии.

При тренировке следует как можно чаще чувствовать, желать, думать, делать то, что дается с трудом. Таким образом тренируются, укрепляются нормальные волевые психические процессы и вытесняются патологические. При библиотерапии это осуществляется "проигрыванием" в воображении диалогов, поведения альтернативного по сравнению с действующими лицами произведения, учитывая свои особенности: меньший опыт, храбрость и др.

Разрешение конфликта в синтез контроля, эмоциональной переработки и умения, полученного в результате тренировки, состоит в проектировании конкретных жизненных ситуаций. После прочтения книги можно спросить себя, а как преодолевал бы мои трудности автор этой книги или главный герой. Можно также задаться вопросом: "Чем образ действия героя книги лучше вашего? А что вас не устраивает в таком образе действия? Какие отрицательные последствия чаще всего вызывало ваше поведение прежде и теперь? Как можно усовершенствовать это поведение? Как бы справились с этими трудностями литературные герои? Полезны вопросы типа: "Что было особенно интересно узнать? Какая польза от прочитанной книги? Что вызвало сомнения, опасения? Как эти знания помогут справляться с трудностями?"

Восприятие, чувства, интересы, возможности здорового и больного человека весьма различны. Практика показывает, что для терапевтической литературы особенно важна взаимосвязь произведения с актуальным состоянием и психологическими проблемами, наличие специфических знаний, фактов, позволяющих находить суть, причину явлений, быть независимым от авторитетов. Чем более похожа ситуация в книге на нашу жизненную ситуацию, тем быстрее происходит идентификация с героем и с ее помощью — поиск решения. Здесь включается и механизм проекции. Человек проецирует на книжную ситуацию, на героя то, что есть внутри его личности и в его ситуации. Книга предоставляет для этого свободное пространство — образы героев могут достраиваться, представляться, искажаться, так как нет визуального ограничения и привязки к образу актера. Известный психолог Ф. Перлз утверждает, что проекция обычно осуществляется на "подходящий экран". Таким образом, чем более подходящая ситуация описана в книге, тем более точно произойдет проекция.

ПРЕДУПРЕЖДЕН, ЗНАЧИТ, ВООРУЖЕН

Специальная медицинская и психологическая литература имеет первостепенное значение в библиотерапии, так как способна дать знания, которые особенно важны для стимуляции психотерапевтических процессов успокоения, контроля и др. Кроме того, авторитет, внушаемый этой литературой, чаще всего ставит ее во главе других жанров. Чтение этой литературы, как правило, дает достаточные для правильной, оптимистической ориентации знания, устраняет неправильные представления о заболевании, ориентирует в процессе преодо-ления имеющихся нарушений, стимулирует общую активность больного и др. Кроме того, материалы из специальной литературы могут помочь распознать ранние симптомы обострения заболевания и подготовить план действий для того, чтобы с ними справиться. Среди таких книг можно отметить: А. Кемпински "Психопатология неврозов", К. Леонгард "Акцентуированные личности", В.В. Козлов "Работа с кризисной личностью", С. Уолен, Р. Ди Гусепп, Р. Уэсслер "Рационально-эмотивная психотерапия: когнитивно-бихевиоральный подход", А. Бек и др. "Когнитивная психотерапия депрессий" и другие руководства по психотерапии.

Научные данные свидетельствуют о том, что люди, которые активно работают с психологической литературой по самопомощи и выполняют предложенные в них домашние задания, выздоравливают быстрее, чем те, кто этого не делает. Объясняя болезнь, истинное значение симптомов, роль личности и жизненных трудностей в возникновении и течении болезни, библиотерапия снимает излишнее напряжение, страхи, ипохондрию, создает у человека сильную мотивацию придерживаться определенных рекомендаций врача.

Научно-популярная литература может выполнять те же функции, что и первые два жанра, но для менее подготовленных читателей, давая наиболее общие представления об очень сложных областях знаний. Философская литература помогает получить более цельное, разностороннее представление о себе, других людях, мире в целом, понять неизбежность разницы и определенного конфликта между внешним, реальным миром и внутренним субъективным, между тем, что может быть, должно быть и тем, что есть. Это понимание приносит успокоение, удовлетворение, направляет нашу деятельность в нужное русло.

Юмористическая и сатирическая литература успешно учит широкому, объективному взгляду на себя и других людей, а также своеобразной психологической защите. Суть юмора — обнаружение смешных сторон в любых явлениях, даже неприятных, — и преображение их. Юмор позволяет более свободно выражать себя в трудных ситуациях самого разнообразного характера. Может научить технике более совершенного общения, например, полушутливо выражать просьбы, избегая тем самым чувства неловкости при отказе, давать возможность подшутить над собой и этим укреплять уверенность окружающих в себе и др.

ДРАМАТУРГИЯ ЖИЗНИ

Фольклор, сказочная литература знакомит с мировоззрением того или иного народа. В течение многовекового устного существования произведения фольклора прошли особый отбор. Новому поколению передавались лишь те, которые принимало большинство, и которые удовлетворяли основным психическим потребностям людей. Утверждением идеалов, добра, правды, справедливости, простоты фольклор может стимулировать неспецифические процессы.

Драматургия способна оказывать особенно сильное влияние благодаря большей концентрированности действия, наглядности. Пьеса учит человека диалогу, правилам общения. Драматургический материал может выполнять роль лечебного театра. Пьеса оставляет свободу для самостоятельного творчества. Драматургию можно применять для собственной поведенческой терапии, функциональных тренировок в семье.

В свою очередь, специальная художественная литература помогает осознавать границы своей личности, укреплять их, сохранять соответствующую дистанцию между внутренней жизнью и внешним миром.

При чтении специальной научной и художественной литературы крайне важно ставить конкретные терапевтические цели (например, научиться технике расслабления, усвоить навыки решения проблем, определять бесполезные мысли и противостоять им).

Целесообразно начинать библиотерапию с медицинской, научной, психологической литературы. Авторитет науки очень велик и ее воздействие как системы знаний весьма значительно, особенно если книга занимается актуальными для человека симптомами, темами. Это приносит сразу же значительный эффект и облегчает другим жанрам путь к болезненным мыслям и переживаниям.

Далее можно переходить к социально-психологической литературе. Позднее — беллетристика, мир желаний, идеалов человека, мир искусства, которые обобщают в систему то, что наука изучает как разрозненное, желательное, особенно в области личной жизни человека. Среди книг, которые помогают справиться с проблемами, восстановить душевное равновесие, спокойствие, следует обратить внимание на произведения В. Шекспира, А. Сент-Экзюпери, В. Каверина, А. Алексина, И. Бунина, К. Паустовского, С. Есенина, Ж. Верна, Р. Бредбери и др. Как уже говорилось, высоко библиотерапевтическое значение русской и зарубежной классики — произведений Л.Н. Толстого, А.Н. Толстого, А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского, С. Моэма, Д. Фаулза.

Далее может включаться философская литература, давая более широкий в экзистенциальном плане взгляд на человека со стороны, в отвлечении от ситуативно-жизненных проблем, что более целостно в перспективе. Это оптимизирует восприятие, оценку, реакцию.

НАВСТРЕЧУ ПЕРЕМЕНАМ

При использовании библиотерапии следует помнить, что для изменения старых привычек и выработки новых необходимы время и определенная настойчивость. Научные данные свидетельствуют о том, что люди, которые активно работают с лечебной литературой, выздоравливают быстрее, чем те, кто этого не делает. Нужно отводить специальное время для достижения психологических перемен. Также необходимы усилия по осознанию своих мыслей и переживаний, возникающих в связи с чтением текста книги, выполнением психологических упражнений. Улучшение состояния здоровья должно стать приоритетом. Пациенты и те, кто их окружает, должны понять, как важно отвести для этого специальное время.

В ходе работы с литературой делайте заметки, что поможет запомнить информацию, которая показалась полезной. Просматривайте эти заметки каждую неделю. Повторяйте пройденное с целью закрепления знаний. Как только вы завершите работу над одной из глав специальной литературы, отложите ее и перечитайте несколько дней спустя. Вполне возможно, что некоторые части материала станут более понятными и полезными.

если вы чувствуете, что "застряли" при чтении научной литературы, попробуйте перечитать материал. Если после этого проблема не стала более понятной, попробуйте обсудить возникшие затруднения с врачом и психологом. Если вы почувствовали ухудшение состояния, то чтение можно отложить на некоторое время.

Научение новым знаниям о себе, новым умениям — довольно сложный процесс. Мы достаточно быстро забываем, как тяжело было освоить навыки и знания, которыми в настоящий момент пользуемся весьма уверенно. Попробуйте вспомнить какие-либо навыки, которые вы выработали в прошлом. Скорее всего, вы не очень хорошо чувствовали себя в тот первый раз, тем не менее, практика позволила приобрести новые знания и необходимые навыки. Вполне возможно таким же образом решать текущие проблемы. Вначале все происходящее кажется трудным, но необходимо продолжать практиковаться, чтобы закрепить полученные знания.

если вы чувствуете, что, несмотря на усилия, психологические изменения не происходят, не надо прекращать усилия. Изменения — процесс медленный. Поощряйте себя не сходить с этого пути. Использование библиотерапии предполагает нескорое, но важное усвоение новых знаний и приобретение новых навыков решения проблем. Убеждайте себя в том, что, хотя и медленно, можно измениться, делая шаг за шагом с помощью книг.

Впервые опубликовано в газете "Нить Ариадны" №8 (27), 2008 г. Размещено с любезного разрешения редакции.