Macintosh HD:Users:anastasiatitova:Pictures:iPhoto Library.photolibrary:Previews:2013:05:09:20130509-152654:7IlvDoXNQYmSMe1tRpeHWg:DSC00402.JPG

Арт-терапия или исцеление творчеством

А. Титова

Что такое арт-терапия

В наши дни появляется все больше методов совершенствования личности и способов решения душевных проблем. Благодаря активному развитию психотерапии в начале XX века, сегодня, наряду с психофармакологией, существует широкий спектр психотерапевтических услуг. Заметной популярностью пользуются такие виды психотерапии, как психоанализ, гештальт-терапия, когнитивная, поведенческая терапии и даже гипнотерапия. Но, пожалуй, самым необычным видом помощи является Арт-Терапия.

Этим методом многие люди пользуются в повседневной жизни, даже не подозревая о его существовании. Как часто в минуты душевного беспокойства, когда все валится из рук, или когда просто плохое настроение мы садимся на диван и включаем старую добрую комедию или слушаем любимую музыку? Бывает, что после посещения интересной выставки или концерта приходит вдохновение, и мы готовы сами сотворить что-то потрясающее. Часто для того чтобы справиться с неприятными мыслями или при возникновении сложной проблемы мы стараемся занять себя чем-то: вышивкой или рисованием, и зачастую после этих несложных занятий мы находим правильный выход из трудной ситуации. Все это - примеры арт-терапии или терапии творчеством.

Итак, Арт-терапия – это такая психотерапевтическая методика, при которой пациент (или как принято в зарубежной практике - клиент) учится выражать свои эмоции, чувства и переживания при помощи творческой деятельности.

Основная цель арт-терапии состоит в достижение человеком физического, психического и эмоционального равновесия. Главными задачами арт-терапии можно назвать повышение самосознания, укрепление самооценки и достижение понимания своего внутреннего мира. Принципы арт-терапии основаны на том, что каждый человек обладает способностью выражать себя при помощи искусства.

Занятия творчеством способствуют разрешению конфликтов и проблем, переживанию стрессовых ситуаций, развитию межличностных отношений. Для людей, страдающих каким-либо недомоганием, будь то психическое расстройство или хроническое соматическое заболевание, арт-терапия может помочь в осознании своего недуга, в преодолении травматического опыта.

В поисках новых форм

Macintosh HD:private:var:folders:2l:4z2c6b1x2hxc35z73dmm6rxc0000gn:T:TemporaryItems:peasant-woman-1912.jpg!HalfHD.jpgАрт-терапия сформировалась на стыке двух областей: психологии и искусства. Считается, что её родиной является Англия. Однако, независимо от английской школы, активно развивались американское и европейское направления.

Как самостоятельная дисциплина арт-терапия появилась сравнительно недавно, примерно в серединеXXвека. Однако, ее предпосылки можно найти немного раньше. В конце XIX - начале XX века в мире произошли глобальные изменения. В этот период общество уже не принимало идеи прошлой эпохи

Казимир Малевич, «Женщина с ведрами»,
1912, Музей Современного Искусства, Нью-Йорк, США

Просвещения, во многих европейских странах произошли революции, Европа находилась на грани первой мировой войны, возникали новые научные и философские направления. Ученые стремились заглянуть внутрь человека, понять его сущность, определить его место в обществе.

Художественный мир тоже не стоял на месте - академическое, салонное искусство сменилось новым, более радикальным. Появились такие направления, как символизм, импрессионизм, пуантилизм. Художникам стало не интересно изображать мифологические сцены, жанровые картины или исторические полотна. Теперь их основная задача - показать своё внутреннее «Я». Появилось такое понятие, как «пейзаж-настроение», картины стали размытыми, не всегда понятными зрителю, но отражающими переживания и эмоции самого художника.

В то же время, в художественной среде огромную популярность приобрело так называемое примитивное искусство, детские рисунки, фольклор, а также искусство племен и малых народов. Во многих музеях стали появляться соответствующие коллекции, художники старалась имитировать подобное творчество.

Например, живопись Поля Гогена (1848-1903), наполненная неповторимыми образами. Он отрицал жизнь в цивилизованном обществе, старался быть ближе к природе. Гоген много времени провел среди коренных жителей Таити, где изучал их обычаи и культуру, даже женился на местной девушке. В своем творчестве он старался изобразить жизнь этих людей яркой и насыщенной. Для этого художник изобрёл свой собственный метод - «синтетизм», в котором цветовое решение произведения играло точно такую же роль, что и композиция.

Macintosh HD:private:var:folders:2l:4z2c6b1x2hxc35z73dmm6rxc0000gn:T:TemporaryItems:where-do-we-come-from-what-are-we-where-are-we-going-1897.jpg

Поль Гоген, «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», 1897-1898, Музей Изящных Искусств, Бостон, США

С появлением таких направлений как сюрреализм, экспрессионизм, абстракционизм, футуризм и кубизм искусство полностью потеряло связь с традициями классической школы. Художники уже полностью отказались от привычных средств выражения, они меняли форму произведения, играли с цветом и светом, и в итоге полностью отказались от фигуративного творчества. Чтобы достичь полного единения с собой, чтобы заглянуть внутрь своего сознания, зачастую художники принимали различные наркотические препараты, достигая тем самым состояния сумасшествия. Художники-сюрреалисты большое значение придавали своим снам, считая, что в них скрыта истина человеческого существования. Так же они проявляли неподдельный интерес к рисункам душевнобольных.

В связи с происходящими изменениями в обществе меняется и отношение к психическим заболеваниям и к психиатрии в целом. То, что раньше считалось неприемлемым, то от чего многие старались укрыться и не замечать, теперь становится предметом дискуссий и споров. В это время активно развиваются различные школы и направления, разрабатываются новые методы лечения, реорганизуется служба психиатрической помощи. Врачи-психиатры начали проявлять интерес к разнообразным видам деятельности своих больных. В первую очередь обращали внимание на склонность некоторых пациентов к самостоятельным занятиям художественным творчеством, на яркость и самобытность их работ, а главное, на то, что эти занятия нередко благотворно сказываются на состоянии больных. Основываясь на новых теориях, многие авторы стали рассматривать искусство с точки зрения психопатологии, они понимали его, как иллюстрацию психической деятельности человека.

Душевнобольные и творчество

Пожалуй, самым первым, кто обратил внимание на творчество душевнобольных, был итальянский врач Чезаре Ломброзо (1835-1909). В своей книге «Гениальность и Помешательство» (1864) он сравнивал известных художников с душевнобольными, он писал об их физическом сходстве, о влиянии одних и тех же факторов на гениальность и сумасшествие. Более того Ломброзо один из первых начал собирать коллекцию рисунков своих пациентов. В 1880 году он опубликовал статью, в которой выделил 13 различных типов искусства душевнобольных.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/11/Sammlung_Prinzhorn_Haupteingang_Heidelberg_Bergheim.JPG/320px-Sammlung_Prinzhorn_Haupteingang_Heidelberg_Bergheim.JPGЭта работа вдохновила многих других психиатров заняться подобной тематикой, в частности немецкого врача и историка искусства Ханса Принцхорна (Hans Prinzhorn,1886-1933). С 1919 года он работал в психиатрической клинике при Гейдельбергском Университете.

Здесь же он продолжил собирать коллекцию рисунков, начатую другим известным психиатром Эмилем Крепеленым (1856-1926). К 1921 году коллекция состояла из более, чем 5000 работ, в ней участвовало около 450 «художников». В 1922 году Принцхорн описал свою коллекцию в книге «Художественное творчество душевнобольных» («Artistry of the Mentally Ill»). Данное произведение явилось первой попыткой

Здание клиники при Гейдельбергском университете,
где выставлена коллекция Принцхорна.

проанализировать творчество людей, страдающих психическими заболеваниями. Автор рассматривал проблему творчества пациентов с двух сторон, как с точки зрения психиатрии и патологии, так и с точки зрения искусствоведения.

Работа Ханса Принцхорна была восторженно встречена в творческом сообществе. Французский художник Жан Дюбюффе (Jean Dubuffet, 1901-1985) был хорошо знаком с его коллекцией. Он увидел что-то «сырое» и прекрасное в рисунках душевнобольных, и считал, что именно такое искусство является настоящим. Дюбюффе ввел понятие «Ар Брют» (в английской литературе «Аутсайдер Арт») – художественное направление, в котором основной идеей является создание объектов искусства непрофессиональными художниками, без специального образования, находящихся за границей официальной культурной традиции. Истинными мастерами, по его мнению, являлись душевнобольные, дети, заключенные и даже медиумы.

Сам Дюбюффе так же не был профессиональным художником. Он стремился к созданию примитивных, немного детских, порою даже смешных образов. Большое значение мастер придавал тому из чего сделано художественное произведение, он считал, что искусство рождается из борьбы между художником и материалом. Интересным моментом в его творчестве стало использование некой непонятной массы («hautepate» - «поднявшееся тесто»), напоминающей смесь грязи, гравия и смолы. Художник умело манипулировал этой пастой, создавая грубые рельефные картины. Другой примечательной техникой стала, так называемая «hourloupe» (слово придуманное самим художником) – спонтанное, бессознательное рисование шариковой ручкой (как многие делают во время разговора по телефону).

Помимо этого Жан Дюбюффе тоже собрал большую коллекцию творчества душевнобольных. Сейчас она находится в музее Ар Брют в Лозанне, Швейцария, и состоит более чем из 5000 работ. Самым известным художником из этой коллекции является Адольф Вёльфли (Adolf Wölfli, 1864-1930). Большую часть своей жизни он провел в психиатрической клинике, где работал над своей биографией. В его грандиозном труде отразились и реальные воспоминания и вымысел. Биография включала несколько десятков томов текста, стихи, рисунки, коллажи, а также несколько музыкальных сочинений.

File:Adolf Wölfli Schähren-Hall und Schährer-Skt Adolf-Ring.jpg

Адольф Вёльфли, Schähren=Hall und Schährer=Skt. Adolf=Ring, 1926. Buntstift auf Papier, 50 x 66,4 cm; Aargauer Kunsthaus Aarau.

В 1926 году первый труд, посвященный искусству людей с психической патологией, вышел и в России. Это была монография врача-психиатра Павла Ивановича Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки и техники». Автор рассматривал творческую деятельность в медицинском, историческом и биологическом контекстах. Он также занимался коллекционированием предметов творчества пациентов. Однако, к сожалению, его коллекция не дошла до наших дней.

Помимо искусствоведческой составляющей, арт-терапия не смогла бы существовать без развития основных принципов психотерапии. Здесь нельзя не упомянуть отца психоанализа Зигмунда Фрейда (1856-1939). Он полагал, что художественные символы, как и сны, представляют собой иррациональную, несдерживаемую экспрессию в подсознание, являются воплощением потаённых мыслей и желаний. Основные идеи психоаналитической теории легли в основу арт-терапевтического метода.

Также неизгладимый след в развитии новой методики оставил соратник Фрейда, а в дальнейшем его оппонент Карл Густав Юнг (1875-1961) и его аналитическая психология. Он первым предположил, что занятия творчеством могут иметь лечебные свойства. В работах с пациентами и в своих личных исследованиях Юнг отмечал, что творческая экспрессия может быть полезна при исцелении от психологической травмы или эмоционального стресса.

В дальнейшем занятия творчеством часто использовались последователями психоанализа для лечения и реабилитации, а также в целях диагностики и исследования пациентов.

Рождение арт-терапии

Сам термин «Арт-терапия» появился в середине 40-х годов XX века. Это понятие ввел английский художник и педагог Эдриан Хилл (Adrian Hill, 1895-1977) для обозначения применения творчества в терапевтических целях. Во время первой мировой войны Хилл был официальным армейским художником на Западном Фронте. После этого в 1938 году он находился на лечении в туберкулезном санатории, где, в рамках трудотерапии, стал работать с другими пациентами. Он обучал их рисованию и живописи. В результате этой работы Хилл осознал, что занятия творчеством помогают пациентам справляться с душевными переживаниями и легче переносить физическую боль.

Пройдя ужасы первой мировой войны, Хилл понимал, что война покалечила множество людей, затронув не только их физическое здоровье, но и повлияв на их мышление, чувства, эмоции. Он четко осознавал необходимость психологической помощи, и он верил, что занятия творчеством могут повернуть мировое сообщество против войны.

В 1945 году Эдриан Хилл опубликовал свои наблюдения в книге «Искусство против болезни» («Art versus Illness»). Он полагал, что, когда физические силы пациента находятся на самом низком уровне, когда «животное эго» полностью подавлено, тогда на свет выходит творческая сила, «духовная сущность», которая оказывает благоприятное воздействие на человека через художественную деятельность.

Помимо этого Хилл считал, что изучение мировых произведений искусства также может помочь больным в выздоровлении. Вместе с Британским обществом Красного Креста он разработал специальную программу, по которой репродукции всемирно известных художников распространялись по больницам, там же проводились семинары об искусстве. К 1950 году в данную программу было вовлечено около 200 больниц по всей Англии, пациенты вставали в очереди, чтобы попасть на семинары художника.

В конечном итоге, Эдриан Хилл основал Британскую Ассоциацию Арт-терапевтов в 1964 году и стал ее первым президентом.

В 1946 году к программе Хилла присоединился другой английский художник и ветеран второй мировой войны Эдвард Адамсон (Edward Adamson, 1911-1996). Адамсон входил в группу, которая работала в психиатрической больнице Нефёрн (Netherne Hospital) в графстве Суррей. Занятия с пациентами так увлекли художника, что он проработал в клинике 35 лет. Адамсон оказал очень большое влияние на развитие арт-терапии для пациентов с тяжелыми психическими расстройствами. Он открыл художественную студию, куда приглашались все желающие. Для того времени это было достаточно смелым решением, ведь тогда пациенты психиатрических клиник не имели практически никаких прав, они жили в достаточно суровых условиях и были полностью отрезаны от внешнего мира. В течение своей работы художник создавал коллекцию творчества душевнобольных. Сегодня в Коллекцию Адамсона входит более 6000 рисунков, картин, поделок из керамики и скульптур. Художник верил, что его собрание поспособствует лучшему пониманию психических заболеваний, и интеграции душевнобольных в обществе.

Macintosh HD:Users:anastasiatitova:Downloads:Adamson_Collection_Gallery_at_Netherne_Hospital.jpg

Коллекция Эдварда Адамсона в психиатрической больнице Нефёрн, графство Суррей, Англия, фото Джон Нимилин (John Nimilin)

В 1984 году вместе со своим другом и соратником Джоном Нимилином (John Nimilin) Адамсон опубликовал книгу «Искусство как исцеление» («Arts as Healing»), в ней он описал свою работу в больнице и рассказал о создании коллекции. Для автора основной идей арт-терапии являлся акт создания художественного образа, без какого-либо вмешательства извне. Адамсон отрицал любую психологическую интерпретацию рисунков, он считал, что арт-терапевт, оценивая художественное произведение, отражает сугубо свою точку зрения, проецируя свое отношение и чувства на объект обсуждения.

Не смотря на то, что Адамсон стал главой Британской Ассоциации Арт-терапевтов, и участвовал в формировании первой обучающей программы по арт-терапии, его идеи подвергались жесткой критике и в настоящее время не поддерживаются.

Арт-терапия и психоанализ

Примерно в тоже время, когда Хилл стал применять творчество в лечение пациентов в Англии, в Соединенных Штатах Америки психолог и художник Маргарет Наумбург (Margaret Naumburg, 1890-1983) также начала употреблять термин «Арт-терапия» для описания своей работы. Уникальность трудов Наумбург заключалась в том, что она впервые стала использовать новый метод не как вспомогательный инструмент в психологической практике, а как основной способ лечения.

Ее модель арт-терапии была основана на психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, универсальном символизме Карла Густава Юнга и на интерперсональной психиатрии Гарри Стака Салливана (1892-1949). Основную идею арт-терапии Наумбург понимала в выражении бессознательного посредством спонтанной творческой экспрессии. Она считала, что чувства и мысли человека возникают на подсознательном уровне. А художественные образы могут отражать сны, потаенные желания, страхи, нерешенные конфликты или утраченные воспоминания. При помощи визуальных форм человек может спроектировать свои внутренние переживания вовне. Целительный эффект арт-терапии зависит от развития тесных взаимоотношений между клиентом и терапевтом, вследствие которых клиент добивается собственной интерпретации символического образа. Художественное произведение является при этом средством общения между клиентом и терапевтом. Свой новый подход Маргарет Наумбург назвала «Динамически Ориентированной Арт-Терапией».

Большое значение в истории развития арт-терапевтического метода в Америке сыграла еще одна женщина – художник-соцреалист и активный последователь психоанализа Эдит Крамер (Edith Kramer, р. 1916). В отличие от идей Маргарет Наумбург, Крамер считала основой лечебного процесса художественный акт творчества (http://www.edithkramer.com/).

После окончания художественной школы в 1934 году в Вене, Эдит Крамер переехала в Прагу, чтобы окончить обучение. Здесь она стала учить рисованию детей, родители которых были репрессированы. Переехав в США в 1938 году, она продолжила занятия творчеством и стала преподавать.

В послевоенное время Крамер увлеклась теорией Фрейда, особенно концепцией сублимации. В психоанализе сублимацией называют процесс, в ходе которого низменные, примитивные влечения, исходящие из нашего подсознания (ид), трансформируются в продуктивную активную деятельность, которая ведет к удовлетворению этих желаний.

Взяв на вооружение данную концепцию, Крамер начала работать с трудными подростками в школе для мальчиков. Как и Маргарет Наумбург, Эдит Крамер комбинировала психоаналитический метод с занятиями искусством. Однако для нее более важным был акт творчества, а не интерпретация образа.В 1958 году она опубликовала книгу «Арт-Терапия у детей» («Art Therapy in a Children’s Community»). После этого, в течение 13 лет Крамер разрабатывала свой метод в детском психиатрическом отделении в больнице Джакоби (Jacobi Hospital). По итогам проделанной работы она издала книгу «Искусство как терапия для детей» («Art as Therapy with Children»).В 1976 году Эдит Крамер вместе с доктором Лаури Вильсон начали обучающую программу по арт-терапии в Нью-Йоркском Университете.

В 1969 году вслед за Британской Ассоциацией Арт-терапевтов открылась Ассоциация арт-терапевтов Америки. Образование этих институтов привело к тому, что арт-терапия теперь стала независимой дисциплиной, в рамках который создавались обучающие программы, издавались специальные журналы, проводились симпозиумы и конференции. Эти организации до сих пор поддерживают своих участников и обеспечивают квалифицированную арт-терапевтическую помощь.

Где и когда применяется арт-терапия?

Сегодня, арт-терапия является отдельным видом лечения, который применяется в различных медицинских областях и не только. В основном этот метод используют в психиатрической практике, чаще всего в так называемой малой психиатрии, при пограничных психических расстройствах, в которых преобладают нарушения неглубокого неврологического уровня. К заболеваниям этого типа относят неврозы различного генеза, неврастению, расстройства адаптации, стрессовые реакции, чувств горя, различные фобии, психосоматические расстройства, неглубокое депрессивное расстройство, а так же некоторые виды психопатий. Однако следует отметить, что многие исследования показывают неплохие результаты при работе с более тяжелыми пациентами, страдающими шизофренией, биполярным расстройством, органическим поражением мозга и др.

При многих больницах открываются арт-студии, мастерские, музеи творчества пациентов. Порой подобная практика приводит даже к созданию настоящих творческих объединений, художественных коммун. Примером может послужить Центр Изобразительных Искусств и Психотерапии («Center for Art and Psychotherapy»), или как его еще называют «Дом художников» при психиатрической больнице Гуггинг (Gugging) в Австрии (http://www.gugging.org/de/startseite). Этот центр был создан в начале 80-х годов при содействии психиатра Лео Навратила (LeoNavratil, 1921-2006). В работе со своими пациентами он часто использовал их рисунки в диагностических целях. Затем он обратил внимание на исключительные творческие способности некоторых пациентов. Свои находки Навратил опубликовал в 1965 году в книге «Шизофрения и Искусство», эта книга оказала большое влияние на творческую интеллигенцию того времени, а больница Гуггинг стала местом паломничества для многих австрийских художников. С тех пор в Вене и в других городах стали проводится выставки искусства душевнобольных, а доктор Лео Навратил открыл свой известный Центр Искусств и Психотерапии. В этом центре художники-пациенты живут в отдельных комнатах, для них созданы личные мастерские, также там находится художественная галерея и зал для конференций.

Лечение творчеством также применяют в реабилитационных центрах для людей страдающих различными видами зависимости (наркомания, алкоголизм, игромания и др.). Все чаще арт-терапевта можно встретить в обычном стационаре при работе с тяжелыми соматическими больными, например в неврологии, геронтологических отделениях или при онкологических центрах. Данный вид помощи доступен не только для пациентов клиник, но и для членов их семей. Для этого в больницах существуют отдельные арт-терапевтические кабинеты.

Более того арт-терапия может быть использована не только как клиническая дисциплина. В больших городах открываются художественные студии для обычных людей, которые хотят раскрыть свои творческие возможности, стремятся к личностному росту или просто хотят избавиться от негативных эмоций или напряжения после долгой работы.

Помимо этого, арт-терапия пользуется большой популярностью при работе с детьми и подростками в школах, центрах творчества, детских домах, особенно часто ее используют при работе с трудными подростками, или с детьми из неблагополучных семей, которые подвергались насилию со стороны взрослых или сверстников.

Что происходит во время занятий?

Занятия арт-терапией могут проходить как индивидуально, так и в группе. Клиент может рассчитывать на краткосрочную или долгосрочную работу в зависимости от показаний или потребности самого человека. Во время сессий акцент ставится на чувства, восприятие и воображение клиента, а не на обучение его основным правилам и техникам построения художественного образа. В отличие от обычных художественных занятий, где человека просят показать свое видение окружающего мира, на арт-терапевтических сессиях главным остается изображение внутреннего мира клиента.

В связи с этим, большое внимание уделяется отношениям между терапевтом и клиентом. Основная задача арт-терапевта заключается в том, чтобы помочь интерпретировать символическое творчество своих пациентов, он помогает им осознать внутренние конфликты и проблемы, с которыми клиент пришел. Затем, вместе с клиентом, терапевт стремится к разрешению этих переживаний также при помощи творческой деятельности.

Большую роль в лечебном процессе играет выбор художественного материала. Обычно достаточно простого листа бумаги, красок или карандашей. Но порой клиент выходит за рамки простого рисования, в этом случае можно создавать коллажи или заниматься фотографией, использовать пластические средства выражения, глину или дерево для скульптур. В этом отношении у арт-терапии нет границ для фантазии, человек может использовать любой материал для самовыражения. Известны случаи, когда некоторые пациенты использовали еду или ракушки для своих художественных образов.

Выбор художественного материала

Macintosh HD:Users:anastasiatitova:Downloads:4043404303_a489990bb9_b.jpgВо время работы важно понимать, какую роль играет тот или иной материал для клиента. Выбор материала может зависеть от эмоционального состояния человека. Например, более подавленные люди, в состоянии депрессии или тревоги, чаще будут использовать простой карандаш или пастель, что-то едва заметное на бумаге. Но может быть наоборот, человек, внутри которого кипит целая буря эмоций, причем он их может даже не показывать, будет использовать яркие, густые краски, например гуашь.

Также выбор материала может зависеть от личных предпочтений клиента. Некоторые люди стараются все контролировать и, поэтому будут использовать
Фото Dani Sardà i Lizaran

тот материал, который можно легко поправить - карандаш, который можно стереть, если что-то не понравится. Такие люди никогда не возьмут в руки акварель, даже если она кажется более подходящей для того или иного задания.

И наконец, бывает, что материал для человека играет некую сакральную, магическую роль. В таком случае чаще всего используются необычные материалы, продукты питания, мусор, листва и т.д.

Поэтому для арт-терапевта важен не только результат работы, но и то, каким образом эта работа выполняется. Он оценивает состояние клиента на всех этапах этого процесса. И выбор материала играет в этом не последнюю роль.

Так почему же занятия творчеством обладают целебными свойствами?

Нам известно, что за создание визуального образа, проще говоря, за рисование, отвечает правое полушарие головного мозга, здесь же происходит формирование образного мышления. Это мышление выполняет очень важные функции, за счет него человек обретает творческие способности, интуицию, может воспринимать окружающий мир целиком. Более того, в этом полушарии хранится вся наша невербальная память, т.е. наши воспоминания о когда-либо увиденных вещах.

Образное мышление позволяет человеку взаимодействовать с окружающими без помощи слов (за образование которых отвечает левое полушарие). Поэтому арт-терапия показана людям, которым тяжело выражать свои мысли при помощи вербального общения, то есть речи. Это может быть связано как с психическим заболеванием (например, при тяжелой депрессии, или во время острого психоза), но так же это может быть обусловлено личностными характеристиками человека. Ведь действительно, не многие люди могут свободно говорить о своих проблемах, или о своих чувствах. В других случаях, человек просто не может подобрать правильных слов для описания своего состояния, или же слов не достаточно, чтобы передать всю полноту своих ощущений. Именно в таких ситуациях на помощь приходит использование художественного образа.

Занятия рисованием позволяют развивать образное мышление, а значит помогают лучше понимать свои внутренние чувства и эмоции, полезны для решения сложных жизненных задач, увеличивают способность к адаптации.

В заключение, хотелось бы обратить внимание на то, что в настоящее время арт-терапия приобрела более широкие масштабы. Появилось множество направлений в арт-терапии, основанных на разных видах творчества. Например, в последнее время очень популярными становятся танцевальная терапия, музыкальная терапия, драма-терапия, терапия поэзией. Более того, многие арт-терапевты работают сразу в нескольких направлениях. Скажем, можно сначала нарисовать некий образ, а затем попытаться выразить его другими средствами выражения, например с помощью стихов. Такой подход, когда несколько видов творчества используются вместе, называют «Экспрессивной арт-терапией».

Вид и способ арт-терапевтического воздействия подбирается индивидуально для каждого клиента, основываясь на его потребностях, желаниях и возможностях. Часто, использование сразу нескольких видов самовыражения способствует более глубокому изучению своего внутреннего Я.

Каждое из этих направлений имеет свои особенности, о которых мы поговорим отдельно.

Macintosh HD:Users:anastasiatitova:Pictures:iPhoto Library.photolibrary:Previews:2013:05:11:20130511-115820:1+x7vXaeTLadeAebUMSbMQ:img163.jpg