Коты Луиса Уэйна

Коты Луиса Уэйна

А.В. Соколов

«Он превратил себя в кота. Он изобрёл кошачий стиль, кошачье общество, целый кошачий мир. Все английские коты должны стыдиться, если не будут хотя бы немного походить на котов Луиса Уэйна».

Герберт Уэллс

Louis_Wain_at_his_drawing_table_1890.pngЛуис Уильям Уэйн (Louis William Wain) родился в 1860 г. в Лондоне в большой семье, старшим у пяти младших сестер. Мать Луиса замечательно рисовала и составляла узоры для ковров. Сам Луис с детства был тихим, спокойным, послушным ребенком, любил рисовать, составлять узоры из опавших листьев. Мать и сестры Уэйна отличались большой эксцентричностью, ни одна из сестер так и не вышла замуж, а младшая в 13 лет заболела душевным расстройством и всю жизнь находилась в приюте для душевнобольных. 
В 20-ти летнем возрасте Уэйн лишился отца и с этого момента он стал полностью содержать свою семью. В основном он рисовал животных и деревенскую жизнь, сотрудничал с несколькими крупными журналами, рисовал на сельскохозяйственных выставках.
В 23 года художник влюбился в гуврнантку своих сестер Эмили Ричардсон, которая была старше него на 10 лет. Несмотря на протесты родных, они поженились, и Луис переехал с женой в Хэмпстед на севере Лондона. Но счастье оказалось недолгим. Вскоре жена Уэйна заболела раком и через 3 года умерла. Художник тяжело переживал болезнь жены, ухаживал за ней, стремился развлечь. Помогал ему в этом любимый котенок Питер (кстати, названный так в честь Петра I). Уэйн научил его проделывать различные трюки: сидеть смирно перед книгой, «читая» ее, носить очки и т.д. Эмили попросила Луиса нарисовать портрет Питера, и вскоре вся ее комната была украшена рисунками. Позже Уэйн писал о Питере: «именно ему принадлежит заложение основы для моей карьеры, он дал мне толчок для развития моих навыков и дал основу для моих работ». Питер изображён на многих ранних работах Уэйна. По совету жены Уэйн показал изображения Питера владельцу Illustrated London News. Тот пришел в восторг и предложил художнику сделать рисунки для рождественского выпуска. «Рождественская вечеринка котят» (A Kittens’ Christmas Party) принесла Уэйну первую славу. 

cover.jpg

Издателя завалили просьбами продолжать печатать забавных котят, хотя были и те, кого изображения кошек, этих богомерзких тварей, приводили в ужас. Позже Уэйн рассказывал: «Когда я впервые опубликовал свои рисунки, отношение к кошкам было иным. Мужчина, проявляющий интерес к кошкам, к тому, как они двигаются, выглядел чуть ли не гомосексуалистом».

Художник получает новые заказы. Казалось, жизнь налаживается, но через несколько недель умирает Эмили. В дальнейшем Луис Уэйн так и не вступит в новый брак и будет жить с матерью и сестрами. А кот Питер проживет еще долгих 11 лет.

На протяжении следующих 30 лет Уэйн завален заказами. Его коты становятся все более антропоморфными: стоят на задних лапах, используют человеческую мимику, носят одежду, ведут человеческий образ жизни. Уэйн рисует до 600 рисунков в год, публикуется в газетах и журналах, иллюстрирует детские книги, выпускает открытки. Несмотря на занятость, художник находит время выступать в защиту животных, а с 1890 г. становится президентом Английского Национального кошачьего клуба. 

49926021_beach2666.jpg

49959315_MCG045b.jpg

 

Всю свою жизнь Уэйн отличался большой эксцентричностью. Так, например, однажды, заметив, как кошка перебегает дорогу, а навстречу ей несется автобус, художник сам ловко запрыгнул в автобус и повернул руль в другую сторону. Очнувшись в больнице, Уэйн первым делом спросил о состоянии кота. Будучи популярным художником, он совершенно не умел вести финансовые дела, его часто обманывали и втягивали в авантюры. В 1907 г. из-за долгов Уэйн даже вынужден был бежать в Америку, где также умудрился вложить все деньги в какое-то особое открытие, которое так и не было реализовано. В Англию он возвратился лишь в 1910 г. после смерти матери.

Первая мировая война фактически оборвала его карьеру, в этот период рисунки животных оказались никому не нужны, а психологических ресурсов Уэйна уже не хватало на то, чтобы приспособиться к новому времени. Художник оказался на грани нищеты.

455px-Wain_Cats_--_The_Fire_of_the_Mind_Agitates_the_Atmosphere.jpgВозможно именно это окончательно подорвало его и без того хрупкую психику. Предрасположенность к болезни, ранее проявлявшаяся как творческая одаренность, эксцентричность, неспособность адаптироваться в быстро меняющемся мире, теперь реализовалась в виде серьезной болезни. В 1917 г. у него диагностировали шизофрению. Мягкий, дружелюбный и доверчивый Луис стал замкнутым, подозрительным и агрессивным. Известно, что он испытывал галлюцинации, ощущал, что через киноэкран некто похищает электричество из его мозга, подозревал сестер, что они воруют его деньги. Уэйн стал запираться в своей комнате, где писал бессвязные тексты, переставлял мебель в доме, бродил по ночам на улице. 

Как, увы, это нередко бывает, агрессивность проявлялась, прежде всего, в отношении членов семьи. В 1924 г. Уэйн спустил с лестницы свою сестру и был помещен в Спрингфилдскую психиатрическую лечебницу. Через год о его болезни узнала пресса и, после вмешательства Герберта Уэллса и премьер-министра Великобритании, он был переведен в Бетлемскую королевскую больницу.

Поклонники художника организовали фонд помощи и в 1930 г. Уэйн был помещен в больницу Нэпсбери в Хертфордшире, где и оставался до своей смерти в 1939 г. Обстановка там была гораздо лучше и уютнее, во время улучшения Луис мог гулять в саду, рисовать. Также в больнице был кошачий питомник, где он проводил немало времени.

Louis_wain_cats.pngУэйн продолжал рисовать кошек, но его рисунки изменились: исчез сюжет и художник начал рисовать только портреты кошек, цвета становились все более яркими, появились сложные узоры и сами кошки все более начали превращаться в абстрактные фракталоподобные узоры. 

Шесть последовательных рисунков Уэйна считаются классическим примером изменения мышления при шизофрении и, как следствие этого, смены творческого стиля. Однако точная последовательность этих рисунков не известна. Во время болезни Уэйн не датировал рисунки, оставляя на обороте лишь бессвязные рассуждения.

В позднем творчестве Уэйна мы видим все признаки тяжелого душевного расстройства: все большую абстрактность рисунков, потерю сюжета, стереотипное повторение отдельных элементов рисунка с тщательной их прорисовкой.

Безусловно, художественное творчество – это проявление духовной сферы личности, а как говорил Карл Ясперс: «Дух не подвержен болезни». Однако, к сожалению, болезни подвержены психические функции, через которые мы оцениваем проявления духа. Именно это мы и видим на примере позднего творчества Уэйна.

Не смотря на наследственную предрасположенность к шизофрении, Луис Уэйн прожил яркую творческую жизнь, подарив нам удивительно обаятельных котов, рисунки которых, помимо несомненных художественных достоинств, отличаются мягкой иронией и глубоким психологизмом. И даже в болезни его работы сохраняли свое очарование, напоминая нам прекрасные ковры или узоры из осенних листьев, которые он так любил складывать в детстве.

Картины с котами Луиса Уэйна можно будет посмотреть в нашей галерее или в замечательном коротком фильме, посвященном художнику и его болезни.