Немного о патографии

С.Ю. Федулаев

Ни для кого не секрет, что одаренность и безумие, в широком смысле этого слова, очень часто идут с известным человеком рука об руку. В понимании большинства людей, «чудачества» гения, его частая неустроенность в обществе, неспособность существовать наравне со всеми остальными, представляется своего рода, «платой за талант». Конечно, доля истины в этом есть, но такая точка зрения, на наш взгляд представляется излишне грубой и фаталистичной.

Многие психиатры, психологи, профессиональные исследователи творчества великих людей и любители создавали психопатологические очерки.

Цели у этих очерков были совершенно разные. Кто-то пытался объяснить мотивы лица, чьи действия предопределили историю на многие годы вперед, у кого-то имелась задача найти клиническое наблюдение в биографии известного человека, без анализа последствий его действий. Эти работы пользуются заслуженным авторитетом и интересом, вне зависимости от давности их написания, являясь достижениями чистой, беспристрастной науки.

Были у многих и личные мотивы: кто-то хотел таким образом найти «секрет успеха» неординарной личности, а найдя, возвысить им и себя и своего читателя. Кто-то напротив, старался принизить (или обесценить) заслуги исследуемой знаменитости, представив эти заслуги неизбежным следствием психического недуга или особой, «глубоко неустроенной» личности. В отношении последнего варианта приведем слова Пушкина, адресованные Вяземскому:

«Зачем жалеешь ты о потере записок Байрона? Чёрт с ними! Слава богу, что они потеряны. Он исповедался в своих стихах, невольно, увлеченный восторгом поэзии <…> Его бы уличили, <…> а там злоба и клевета снова бы торжествовали. Оставь любопытство толпе и будь заодно с Гением. <…> Мы знаем Байрона довольно. Видели его на троне славы, видели в мучениях великой души. <…> Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости, она в восхищении. «Он мал, как мы, он мерзок, как мы!» Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе».

Пусть и противореча сами себе, заметим, что великий британский поэт и мыслитель, о котором идет речь, страдал многочисленными расстройствами пищевого и сексуального поведения, был крайне конфликтен и своими «чудачествами» доставлял немало проблем окружению.

Вообще, говорить о болезни и творчестве следует всегда крайне осторожно, надо быть максимально объективным, чтобы не отделить и не срастить одно с другим, а попытаться проследить ту тонкую границу, где эти два понятия встречаются и взаимодействуют.

При встречи таланта и безумия между ними не может быть сотрудничества и сращения. Болезнь не может быть прекрасна или помогать человеку творить. Это всегда потеря части душевных сил. Талант у душевнобольного, существует не благодаря, а вопреки его недугу. При этом, талант не может быть от болезни изолирован, ведь психика человека при всем многообразии её функций – едина, искажение одного свойства психики неизбежно повлечет за собой и искажение многих других.

При этом, в борьбе дарования и болезни может появиться что-то совершенно новое. Творчество призвано отвечать самому творцу на волнующие его внешние и внутренние вопросы. Даже импровизируя, подсознательно, художник, поэт, музыкант и т.д. ставит перед собой творческую задачу, требующую решения.

Болезнь, как ни что другое, ставит задачи пред человеком. В эти моменты мы должны посмотреть внутрь себя и узнать о себе что-то новое, на что еще мы способны, какие наши внутренние ресурсы сохранены. Если болезнь психическая, то решение требуется найти малыми силами и нестандартными способами, требуется развить что-то в себе, в замен утраченного. Именно эта нестандартность, «особость» способа решения творческих задач и позволяет, в конечном итоге, создать нечто не имевшее место ранее. Что-то, что особо возвышает человека над самим собой.

Провести достаточно полный анализ биографии и творчества какой-либо исторической личности - задача достаточно сложная, требующая проработки огромного количества материала специалистами самых разных областей. Мы же ставим перед собой задачу только коснуться некоторых самых выдающихся примеров того, как преодолевая болезнь, человек мог достичь действительно феноменальных результатов.

Если у кого-то из читателей будут особые пожелания относительно описания той или иной личности, имеется какая-то полезная информация, или если вы хотите привести пример преодоления болезни творчеством из своей жизни или жизни ваших близких, мы будем благодарны.