Эдгар Аллан По

С.Ю. Федулаев

383px-Edgar_Allan_Poe_2.jpg

Эдгар Аллан По, дагерротип, 1848

Имя Эдгара Аллана По в западной культуре занимает особое место. Редко когда бывает, чтобы писатель, будучи классиком, мог занять свое место в современной, популярной культуре. Однако, По это вполне удается. Смотря телевизор, или просматривая что-то в интернете, так или иначе, сталкиваешься с аллюзиями на произведения писателя, цитированием или даже пародийными произведениями (тоже форма признания, между прочим). Популярность его, действительно высока. Конечно, можно объяснить её многими причинами: и ориентацией на американское культурное наследие, и вездесущим постмодернизмом нашей современной культуры и много чем еще. Но, при всех равных возможностях, мало кто так любим, из писателей или так известен, как этот.

Первая заслуга По в том, что он был настоящим популяризатором символизма. Этот сложный и узкий жанр, силами автора смог занять собственную нишу в массовой культуре. Без По не было бы серебряного века в том виде, в каком мы его знаем.

Другое главное достижение автора в том, что он смог придать жанру малой, мистической и приключенческой литературы вид благородный и, в известной степени изысканный.

Многие считают его родоначальником жанра ужасов, это не совсем так. Были и до По весьма удачные и не очень авторы в этом жанре работавшие. Были и мистики. Но именно По смог сделать жанр ужаса и мистику интеллектуальной, при этом «атмосферной».

По не стремился придать страху какой-то конкретный образ, как это делали до него. Конечно, в его рассказах и стихах существуют эти «ходячие источники страха», но они лишь символы. Они, в отличие от вампиров, оборотней и прочих монстров, обычно создаваемых авторами ужасов, лишены телесности, материальности, живости, если хотите, что не позволяет понять их и обезоружить. По вызывает их, обращаясь куда-то вглубь человеческой психики, где дремлют потаенные, почти животные страхи. Его герои, Красная смерть, Ворон и другие – по сути своей один и тот же персонаж, в разных масках. Это - страх безумия, болезни и смерти, страх архаичный, страх, как таковой. Он - то, что терзало самого автора. Писатель если не приручил, то «договорился» со своим страхом, воплотив его в литературе, позволив ему представать то в одном, то в другом образе. Смог ли Эдгар По договориться со своим страхом в жизни?

Нельзя сказать, что По был единственным в своем роде. С ходу можно назвать двухего современников, с похожими творческими направлениями и судьбами, это – Амброз Бирс (не могу о нем не упомянуть ввиду большой своей любви) и Николай Васильевич Гоголь. Но оба они не смогли добиться широкой популярности. Творчество Бирса остался достоянием узкого круга «циничных интеллектуалов-пессимистов», Гоголь же – часть закрытой, самобытной русской культуры, он неотделим от русской ментальности, и потому, в других странах воспринимается с трудом.

Биография

Происхождение и детские годы 

Дед Эдгара По, по линии отца, Давид По, имел чин генерала и был участником гражданской войны в США. Получив достаточное наследство от своего отца, он крайне быстро обеднел, проявляя выдающийся альтруизм. Генерал По считал должным обеспечить каждого солдата из личных средств. Его супруга лично обшивала солдат вверенных ему частей. По окончании войны, генерал не получил никакого возмещения своих убытков и умер в нищете.

Друзья генерала взяли на себя опеку над вдовой и сыном покойного. Частично благосостояние семьи было восстановлено. Однако сын генерала – Давид По мл. не пожелал занять себя государственной службой. Он был человек достаточно легкомысленный и увлекающийся. Не обладавший особым талантом, он грезил о актерской славе. Можно сказать, что комплексы нереализованной творческой личности заставляли его мучиться всю жизнь и в итоге сгубили.

Давид По мл. оставил дом отца и долгое время путешествовал с актерскими труппами по Америке, будучи то сценаристом, то актером, то рабочим сцены. Дохода и признания это не прносило.

Его женой и будущей матерью писателя стала актриса Элизабет Хопкинс. В редких упоминаниях о ней можно встретить восхищение её красотой, но никак не талантом. Красота её позволяла до поры иметь небольшой успех в театре и удерживать семью от откровенной нищеты. Кроме Эдгара в семье было еще двое детей. Полностью увлеченный театром, чета Элизабет и Давид, мало занимались детьми, они строили амбициозные и труднореализуемые планы.

В год рождения сына Эдгара, По хотели поставить «Короля Лира», почти не имея на это средств. Большие надежды на постановку так обуревали семью, что родившегося сына назвали в честь одного из персонажей – сына графа Глостера. Однако, все это оказалось тщетно. Давид По начинает пить, затем, без объяснений уходит из семьи. Вскоре он погибает. Элизабет Хопкинс По умирает годом позже от туберкулеза.

Для оставшихся одних детей положение кажется уже безвыходное, но для младшего сына представляется действительно чудесный шанс. Его усыновляет преуспевающий магнат Джон Аллан, жена которого не могла иметь детей. Эдгару дают второе имя в честь приютившей его четы.

Джон Аллан - человек жесткий, крайне религиозный, порой жестокий, сделал свое состояние благодаря хватке, умению добиваться во всем своего, невзирая на методы. Он торговал всем, от пшеницы, до рабов. Для приемного сына он не жалеет средств, балует его, покупая подарки, но требует за это беспрекословного подчинения. Если что-то идет не так, то ребенок наказывается розгами.

Сын родителей другого склада, людей пусть и легкомысленных, но чувствительных, свободных, Эдгар страдает от отношения отчима, но стойко сносит наказания. Затем он учится ловко манипулировать чувствами грубоватого и простого Джона Аллана. Провинившись, сам идет за наказанием, собрав для себя розги. Видя такую жертвенность, растроганный отчим тает от умиления.

С другими детьми Эдгар бывает мало. Активный и говорливый он, тем не менее, с трудом вписывается в компанию сверстников. Среди них он кажется излишне «хрупким», неуклюжим, тогда, как взрослые находят это милым и прелестным. Еще в детстве Эдгар предпочитал общество девочек-ровесниц, отчего в школе (обучение было, разумеется, раздельным) в первое время испытывал одиночество.

Он старается заполучить внимание взрослых, с энтузиазмом декламируя стихи. Много времени Эдгар проводит в обществе рабов своего отчима, слушая негритянские народные байки и песни, полные суеверий и мистики. В этих повествованиях, обычно весьма мрачных и жестоких нет полутонов. Как и в будущих произведениях Эдгара По, в негритянском фольклоре смерть и страх действуют, подобно самостоятельным, харáктерным персонажам.

Юность

В 1815 году Джон Аллан переезжает с женой и пасынком на историческую родину, в Англию. Это событие, наверно, как ни какое другое повлияло на будущего писателя. Молодая и динамичная, предприимчивая Америка мало похожа на того человека, которым станет Эдгар. В своем стремлении к уединению, закрытости, желании обратиться к каким-то архаическим образам, По больше англичанин.

По поступает вначале в школу, которую закончил его отчим, затем учится в школе преподобного Джона Брендсби, на окраине Лондона. Описывая свои годы в Англии, По старается передать нарочитую тяжесть обстановки, окружавшей его. Древним и тяжелым ему кажутся и скамейки и здания школы и учителя, кругом, будто лишь старость и увядание. Но все они лишь часть обстановки, от которой легко можно отгородиться, погрузившись в себя.

С позднего детского возраста в мыслях и ощущениях Эдгара По можно уловить совершенно четкий депрессивный настрой. Как всякий человек склонный к депрессиям, По любит смотреть ретроспективно на собственную биографию, пытаясь понять, где и что можно было исправить. Грядущее кажется такому человеку исключительно тревожным и недобрым временем, а глядя в прошлое, он пытается получить опыт и душевные силы, чтобы как можно более безболезненно преодолеть будущие невзгоды.

Наилучшим образом иллюстрирует это слова, самого По, которыми он подводит итог своих воспоминаний о школьных годах.

«Расцветающий детский ум не нуждается во внешнем мире и его событиях для занятий или развлечений; и очевидное унылое однообразие школьной жизни изобиловало более сильными волнениями, нежели те, что в юные годы я почерпнул в разгуле, а в пору возмужалости — в преступлении. И все же я должен предположить, что мое умственное развитие в самом начале заключало в себе много необычного — даже outre (эксцентрично). Вообще у людей зрелого возраста от событий самых ранних лет очень редко остаются определенные впечатления, разве лишь неясная память о жалких радостях и фантасмагорических страданиях. Со мною не так. Должно быть, в детстве я с энергией взрослого прочувствовал то, что теперь нахожу напечатленным в памяти столь же глубоко, живо и прочно, как exergues карфагенских медалей».

Негативные переживания, автор старается преодолеть, придав им художественную ценность, каждому опыту печали и разочарования втор облекает в литературную форму. Шарль Бодлер, говоря о жизни Эдгара По, совершенно справедливо называет его произведения автобиографическими, все описанное действительно было пережито автором, пусть и при других обстоятельствах.

В 1820 году По Возвращается в Америку. С ним произошла значительная перемена, он становится более боек, активен. В компании ребят уже не выглядит хрупким и тщедушным, а будучи начитанным, быстро завоевывает репутацию остряка, которому опасно «попасть на язык». Но все это внешне. Наедине с собой Эдгар невероятно чувствителен и из-за этого сам себя стесняется, он неуверен, чувствует в себе внутреннюю слабость. На людях эти комплексы проявляются возбудимостью, постоянной тягой к бессмысленным спорам. Это, конечно свойства всех подростков, но По патологически не умеет уступать. Приобретенных товарищей он легко теряет из-за непомерной гордыни.

На спор он однажды проплыл 6 миль против течения по реке Джеймс, с большим риском для жизни и здоровья. Он живет от очередной выходки к другой, принимая минутное восхищение сверстников за истинно теплые чувства.

С юношеского возраста Эдгара По начинает занимать поэзия. Еще в детстве он мог легко заучивать стихотворения, играючи запоминая музыку слов, но теперь он сам жаждет эту музыку создавать. Конечно, поэтические опыты подогреваются интересом к противоположному полу. Но процесс ухаживания занимает его куда больше, чем результат.

Написанные для девочки из соседней школы стихи, передает ей родная сестра Эдгара, воспитывавшаяся в другой семье, сам же он вполне удовлетворяется своими мечтами о ней, мало предпринимая действий для встречи.

Впервые Эдгар По влюбляется в возрасте 15 лет, необыкновенный внутренний и творческий подъем, который при этом испытывает юноша, соединен и с огромным разочарованием. Предмет его обожаний – Джейн Стеннард, женщина много старше его, мать его школьного приятеля. При таких обстоятельствах никакие отношения и даже признание в собственных чувствах невозможны. Однако, в своих мыслях, фантазиях По создает образ «Елены», перенесенный в творчество идеальный портрет своей любви. Вот что пишет об этом Хулио Кортасар «Любовь его была тайной, идеальной и длилась всю жизнь — витая над прочими увлечениями и одновременно таясь под ними». Трудно сказать насколько был схож реальный образ Джейн Стеннард с Еленой, но для По они были неотделимы друг от друга.

Вслед за любовью и первым разочарованием приходит первое потрясение, Джейн Стенард сходит с ума, родственники её препятствуют всяким контактам с внешним миром, редкие контакты, ничего не значащие по сути, но много значащие для влюбленного подростка слова и случайные прикосновения больше невозможны. В 1824 году она умирает, в возрасте 31 года.

Эдгар меняется до неузнаваемости. Его психика пытается найти причину, виновника своей утраты, с которой он не хочет смириться. С людьми он становится нелюдим, угрюм. Сказать кому-либо о своем горе он не может. Весь негатив он пытается перенести на отчима, отношения с которым становятся все хуже.

У Джона Аллана есть внебрачные дети, которых он видит своими наследниками, потому не хочет официально усыновлять Эдгара, считая, что с того будет довольно и данного образования, нужного для устройства на прибыльное место юриста или служащего. Эдгар же хочет заниматься только поэзией и рассчитывает для этого заполучить часть обильного наследства.

В порыве юношеского бунтарства, Эдгар По увлекается военной эстетикой, казавшейся ему признаком силы и своеобразной свободы. Он записывается лейтенантом во взвод почетного караула, сопровождавшего маркиза Лафайета в путешествии по местам его боевой славы. Это подражательство реальной военной жизни вдали от отчима на время занимает молодого поэта.

Вскоре По встречает следующую свою большую любовь – Сару Эльмиру Ройтер, которая ответила ему взаимностью. К сожалению, против их отношений выступал отец девушки и Джон Аллан. Переписка влюбленных перехватывалась, встречи срывались. Вскоре Мистер Ройтер торопливо выдал дочь замуж, а Эдгар был отправлен приемными родителями в университет. Надо сказать, что верность Эльмире Эдгар сохранил, и в своих записях тогда называл её не иначе, как «невестой», не зная о её судьбе.

В университете, Эдгар пор сразу проявил недюжинную живость ума и поразительную память. Это позволило ему быстро стать лидером среди студентов, хотя первое время сыновья зажиточных южан смотрели на него свысока из-за его достатка, Джон Аллан посылал ему весьма скромные денежные суммы.

Избавившись от контроля, в университете молодой поэт стал кутить. Делал он это отчаянно, пытаясь доказать всем свою горячность. Видно было, что пьет он не в удовольствие, а лишь ради внешнего эффекта. Он наполнял стакан до краев, опрокидывал его кверху дном одним резким движением, после чего разбивал или с грохотом ронял на стол. «Признаков опьянения не было, просто он превращался в другого человека — злобного, вспыльчивого, не знающего никаких тормозов. «В нем просыпался демон, и аура безумия вокруг него была просто осязаемой», — так написал в некрологе товарищ Эдгара по журнальной работе». Напивался он до беспамятства. Вскоре пришло пристрастие к азартным играм, и долги копились с невероятной скоростью.

Вероятно, Эдгар По не смог преодолеть ту детскую горячность, которая толкала его на деструктивные поступки, остался по сути несносным ребенком. Тоска, начавшая одолевать По несколькими годами ранее, нарастала, мир казался жестоким. Его деструктивное поведение было ответом той внутренней неуверенности и тревоге, которая продолжала терзать его всю жизнь.

За пристрастие к азартным играм По временно исключается из университета несмотря на блестящие успехи в начале обучения, но играть не перестает. Когда долг вырос до размеров, угрожавших тюрьмой, Эдгар идет на весьма странный и отчаянный шаг. Ночью он разламывает мебель в своей комнате, сваливает все в кучу и поджигает. Не дожидаясь разбирательств, он отправляется домой.

Отчим встретил его в ярости, скандал был дополнен тем, что Эдгар узнал о судьбе Эльмиры, примирения никто из них не хотел. В итоге он уходит из дома, в тайне получив от мачехи немного денег и личные вещи.

Какое-то время По ездит по США, бесцельно, затем оседает в бостоне, где в мае 1827 года издает малым тиражом первую книгу стихов «Тамерлан и другие стихотворения”, книга проваливается. Стихи из этой книги по большей части ранние, неумелые опыты поэта-юноши и надеяться на их успех легкомысленно, но самолюбие Эдгара уязвлено. В бостоне он ничем не занимается, страдает от нищеты. Неизвестно, обращался ли он за помощью к приемным родителям, но поддержки от них, во всяком случае, не получал.

В итоге, солгав о своем возрасте (По 18, он заявил, что ему 22), под вымышленным именем Эдгар Пери, По поступает на службу в армии. Заметно выделяясь среди прочих интеллектом и манерами, он быстро растет по службе. Можно сказать, что у него в душе начинает пребывать какое-то успокоение, но мыслей о карьере поэта он не оставляет. Казарменный порядок его удручает, сослуживцы кажутся неотесанными и посредственными людьми. Эдгар По вновь чувствует себя одиноким среди людей. Одиночество это усиливается еще тем, что умирает его мачеха, которая одна, кажется, испытывала к нему теплые чувства.

В 1829 году, получив все же поддержку от отчима, Эдгар По поступает в военную академию Вест-Поинта. Его невзгоды, как будто разом отступили, он деятелен, весел, полон идей, порой безумных, трудновыполнимых. Имеющиеся деньги он тратит на издание только что написанной поэмы «Аль-Аарааф».

Книги, вышедшие малым тиражом, он раздает своим товарищам. Ему говорят, что в ней нельзя понять и слова. Действительно, произведение перегружено символами, она состоит из сплошных метафор, переходы между стилями и ритмами то и дело сменяют друг друга, все в этой поэме перенасыщено метафизикой. Это гимн смерти и любви одновременно. В финале поэмы – гибель, но её автор представляет не трагедией, а лучшей долей, чем лишение любви. Эта гибель - способ слияния с потерянной когда-то любовью.

Молодость 

На тот момент, Эдгар преображается, будто бы какая-то неведомая сила вытаскивает его, из уже привычного ему уныния. Будущее наконец-то приобретает для него какие-то перспективы, карьера поэта вновь кажется ему вполне реальной, несмотря на имеющиеся проблемы с финансами и постоянные ссоры с отчимом, от которого По, как и прежде во многом зависим.

Учеба в академии быстро надоедает молодому поэту однообразием казарменной жизни и отсутствием всяких условий для творчества. Он решает покинуть Вест-Поинт, спустя всего несколько месяцев службы. Однако, уже приняв присягу, По может пойти под военный трибунал в случае самовольного ухода. Ко всему прочему, Эдгар понимает, что открыто заявив о своем намерении не связывать жизнь с армией, он окончательно рассорится с Джоном Алланом, поспосировавшего его поступление в Вест-Поинт.

Тогда По пытается добиться исключения, представив себя нарочито неспособным к военной службе: он не приходит на занятия и обязательные для Вест-Поинта церковные мессы, полностью игнорирует строевую подготовку. Надо сказать что, или из-за тщеславия или для правдоподобия ситуации, По не снижает своей успеваемости по теоретическим дисциплинам и продолжает активно участвовать во второстепенной, не учебной деятельности в военной академии.

Затем, молодой поэт решает «сжечь за собой мосты», как он уже делал при разрыве с юридическим образованием, и как еще не раз сделает в будущем. Сознательно или нет, но По идет на открытую порчу отношений не только с преподавателями, но и со своими товарищами по академии. Заручившись поддержкой нескольких своих активных друзей, Эдгар просит у администрации Вест-Поинта собрать с учащихся средства на издание книги стихотворений, содержащую солдатский фольклор. Инициативу не все встречают с энтузиазмом, однако деньги собираются.

По долго тянет с результатом, ссылаясь на большой объем работы. Делая вид, что занят, он не ходит на занятия и мессы уже вовсе. В конечном итоге, выходит небольшого объема книга, содержащая «К Елене», «Линор» и еще несколько стихотворений. Негодованию администрации и сокурсников не было предела. Эдгар добивает своего, его исключают из академии.

На этом этапе биографии мы бы хотели произвести определенные размышления, сделать промежуточные выводы о жизни и творчестве Эдгара По.

Личностную конституцию, которую По унаследовал от родителей можно смело отнести к типу шизоидному, а точнее к сенситивно шизоидному.

Основные свойства таких личностей это замкнутость, ориентированность в своих мыслях и стремлениях не во внешний мир, а в свое собственное, внутреннее мироощущение. Сенситивные шизоидные личности до крайней степени чувствительны, но этим не могут воспользоваться, то есть им легко можно уловить настроение окружения, но «подыграть» ему они не способы, из-за того, что слишком близко и болезненно переносят эмоции. Шизоидные личности обычно умны, но совершенно бесхитростны. Они живут не жизнью, а её отражением в своем восприятии, идеальными и яркими образами, которые создают благодаря своей особой чувствительности. То, что не может вписаться в этот идеальный образ, шизоидные личности обычно отбрасывают или обесценивают, тогда как это может быть весьма важно с практической точки зрения. Лучшей иллюстрацией тут могут послужить слова самого Эдгара По, из рассказа «Свидание»: «Грезить, грезить было единственным делом моей жизни, и я поэтому создал себе, как вы видите, беседку  грез».

Путь по которому они идут не последовательный, от одной жизненной цели до другой, но путь выстроенный представлениями о идеальных, недостижимых в реальности принципах: чистом уме, присущем только пророкам, благородстве, встречающемся только у рыцарей из эпосов, любви какая бывает только в книгах.

Этим идеальным понятиям был подчинен в своей жизни и дед Эдгара, потерявший состояние из-за своего альтруизма и отец хотевший достичь немыслимого успеха на стезе, к которой не имел таланта. Для людей шизоидного склада обычно бывает трудно смириться с несовершенством реальности и воплотить свои идеалы в жизнь, хотя бы насколько это возможно. То, что, потерявший родителей, Эдгар был воспитан людьми другого склада личности, оказалось для него, с одной стороны, благоприятно – волей-неволей ему пришлось учиться тому, как взаимодействовать с людьми по духу чуждыми. С другой пошло во вред, не имея перед собой примера похожего на себя родителя, По не смог научиться как взаимодействовать сам с собой.

Другим свойством личности Эдгара По – его выраженная гипотимность, иначе говоря склонность к депрессии, сниженному настроению и восприятию мира в тонах тоскливых и мрачных, неживых.

Люди занимающиеся психологией и психиатрией, могут легко подтвердить, что у депрессивных пациентов, как бы не была наполнена их жизнь перспективами и достижениями, помыслы почти всегда направлены в сторону прошлого, подчас весьма далекого, в которое хочется вернуться. Чем дальше во времени находится вспоминаемый момент, тем более он призрачен, нереален и оттого момент этот можно наделить любыми желаемыми чертами. Вообще депрессия часто превращает внутреннюю жизнь человека в бесконечную погоню за призраками прошлого, тогда как требуется жить и наслаждаться настоящим. Настоящее же кажется им не представляющим никакой ценности и оттого поведение депрессивных больных порой бывает асоциально. Будущее же вовсе кажется темным и пустым, смотреть в него мучительно для человека с депрессией мучительно.

Надо сказать, что у личностей сродни По, юношеская беззаботность и вместе с тем юношеский максимализм не проходит в определенный срок, а становится частью личности уже зрелой, от чего невезение, спровоцированное неосмотрительностью и непримиримостью преследует их всю жизнь. Зачастую, человек даже самый недалекий, ценой многих болезненных опытов учится осматриваться и избегать конфликтных ситуаций. Но это трудно сделать человеку, направленному в своих действиях и мыслях не во внешний мир, а внутрь своего собственного мировосприятия.

Эдгар По, находился с миром внешним либо не общался вовсе, либо был с ним в постоянной ссоре. В своих произведениях, стиль и тематика которых к 20-ти годам уже начинает оформляться, он открыто говорит о нежелании контактировать с агрессивной и грубой реальностью. По-прежнему, По остается мыслями со своей первой потерянной любовью. Реальность он считает виновной в своей разлуке со своей Еленой, которая находится теперь в вечном плену у демонов. При этом, демоны эти, ближе и милее поэту чем реальные люди. Жестокая, по мнению автора жизнь, забрала  у него Елену навсегда, лишив её образ той божественной высоты, которой он её наделил в своих произведениях. Смерть же, с её слугами: демонами страха, лишена жестокости и просто совершает, то, что ей должно. К тому же смерть продолжает дразнить автора образами потерянной любви, причиняя мучения, но этих мучений он жаждет, считая, что они – самое реальное и ценное что только может быть.

Можно сказать, что По действительно, если не любит, смерть то тяготеет к ней, как к возможности когда-нибудь коснуться прекрасных, потерянных образов. Даже если просмотреть только «знаковые» произведения автора («Линор», «Ворон», «К Елене», «Аль-Аарааф»), его направленность в сторону прошлого, небытия - хранителя дорогих ему моментов, становится очевидна. Жизнь По, является при этом прямым продолжением его творчества. Так или иначе, автор стремился к саморазрушению, через вредные привычки, опасные и нелепые поступки. Попутно, Эдгар По возводит вокруг себя самого стену саморазрушительной мятежности, поведения вызывающего и подчас отвратительного. Этим он хочет защитить те сокровища чувств и памяти, которые у него остались. Ради потерянных навек образов, По может неразумно жертвовать абсолютно всем и в дальнейшей биографии поэта описанные черты начинают проявляться все более.

Должно быть сделанное кажется Эдгару, если не безупречным, то совершенным с большой находчивостью. В тот период самонадеянность еще не раз сыграет с молодым автором злую шутку.

В поисках новых средств, По пишет кредиторам о своем бедственном положении, описывая тяжесть своей судьбы, не стесняясь сгущать краски. В одном из писем, он представляет своего отчима тираном, зависимым от алкоголя, почти выжившим из ума, который единственной своей целью видит сжить молодого перспективного поэта со свету. По иронии судьбы, эта информация доходит до самого Джона Аллана. Подробностей окончательного разрыва Эдгара и его отчима история не сохранила, но это легко представить.

Тогда становится совершенно ясно, что на своей родине По искать уже не чего, и он решает отправиться в Нью-Йорк. Он почти не берет с собой вещей, укутывается в кадетский плащ, похожий на черный макинтош. Этот тяжелый черный плащ, в дальнейшем По сделает неотъемлемой частью своего образа, когда окончательно сольется со своим несчастным и гонимым лирическим героем. Если не преуспевший отец поэта Давид пытался реализовать себя на сцене, то Эдгар выбрав себе роль, играет её в жизни.

В Нью-Йорке, Эдгар долго скитается, живет на случайны заработки. Однако, не смотря на крайнюю нужду, он остается мечтателем, продолжает упиваться своим образом несчастного скитальца. Ведомый своими представлениями, по подает прошение, записаться добровольцем в армию Польши, которая в то время поднимает восстание против России, более чем безрассудная идея. Однако, прошение его отклоняется.

В период пребывания в Нью-Йорке, происходит важнейший этап формирования По, как поэта. Он определенно растет в своем ремесле. Его стихи уже не представляют собой несдержанного потока эмоций и образов, мистических образов и жадных, но неоправданных обращений к метафизике. Взрослея как поэт, По начинает совершенствовать форму свих стихов, их ритм и мелодику. Результатом становится небольшой сборник стихов, который удается издать. Большой популярности это поэту не приносит, но критики высоко оценивают его мастерство. С этим небольшим, но все же первым настоящим успехом, Эдгар решает вернуться в Балтимор.

С приемным родителем искать встреч бессмысленно и Эдгар По проживает какое-то время у престарелой госпожи Кламм, которая ранее поддерживала его. Реализованость в профессии помогает Эдгару найти наконец жизненные цели и смириться с собственной гордыней, которая не раз уже подводила его.

Тогда По начинает практиковать написание рассказов, жанр более востребованный и по мнению самого автора более простой. Однако, он не стремиться сделать просто короткие повествовательные произведения. Эдгар По стремится придать короткой прозе те же черты, которые имеют его стихи. В поэзии требуется всегда короткими и меткими выражениями, причем заключенными в ритм, создать атмосферу, настроить читателя на общий чувственный фон произведения, чтобы он уже сам смог додумать, домыслить детали, обращаясь к собственному опыту и памяти. По это с блеском удается. Однако жизнь автора рассказов, печатающегося в периодике, мало зависит от его собственного таланта, здесь слишком много зависит от случая и намерений издателя.

Чуть поправленное материальное положение губит внезапно всплывший долг покойного брата, оставленный По. Преодолевая себя, Эдгар в последний раз обращается за помощью к Аллану, в последний раз помощь от отчима приходит.

Уже не будучи юношей, По не может просто наслаждаться своей неприкаянностью, в которой видит борьбу и высшие идеалы, она начинает досаждать ему и от этого писатель все чаще прибегает к алкоголю.

В начале 30-х годов По живет почти затворником в доме у Клеммов, периодически пишет, но издается весьма редко, попыток как-то прославится или привлечь к себе внимание По не делает. Свою харизму и свой таинственный образ он использует только для эпатажа немногих провинциальных соседей. Многим он откровенно не нравится, кажется просто позером или чудаком, кто-то находит его действительно загадочным и глубоким.

Одной из тех, кто нашел в тогдашнем По загадочность и особую красоту была Мери Дерево – юная соседка Клеммов, которая по своей впечатлительности, влюбилась в образ мрачного интеллектуала.

Вот, что она писала в своих воспоминаниях: «Мистер По имел около пяти футов и восьми дюймов росту, темные, почти черные волосы носил длинными и зачесывал назад, как это принято у студентов. Волосы у него были тонкие, как шелк, глаза большие и сверкающие, серые, взгляд проницательный. Лицо было гладко выбрито. Нос — прямой и длинный, черты лица очень тонкие, рот выразительный, красивый. Он был бледен, мертвенно бледен, кожа имела замечательный оливковый оттенок. Взгляд у него был печальный и меланхолический. Он отличался крайней худобой... но фигура была изящной, держался он прямо, по–военному, ходил быстро. Самым очаровательным в нем были его манеры. Он был элегантен. Когда он смотрел на кого–то, казалось, что он умеет читать чужие мысли. Голос у него был приятный, музыкальный, но не глубокий. Он неизменно носил черный сюртук, застегнутый доверху... Он не следил за модой, у него был собственный стиль». Описание, надо сказать весьма характерное, если опустить характеристики молодой и впечатленной девушки, то перед нами предстает довольно неустроенная, как внешне, так и внутренне личность. По еще молод, но уж точно не юн. При этом он сохраняет в себе внешние черты юноши, продолжает вести всю ту же борьбу против окружающего мира, с которой давно пора бы покончить. При этом вид он имеет истощенный, бледный. Безусловно, Эдгар По все более старался слиться со своим персонажем.

Симпатии Мэри Дерево он улавливает, но воспринимает их слишком серьезно. Любовь молодой девушки для него – очередная попытка вернуться в прошлое, где, как ему кажется пребывает призрак его счастья его Елена. Мэри же притягивает скорее его внешняя брутальность, нежели сам По, как личность. Она жадно слушает слухи соседей о Эдгаре, составляя для себя романтический образ, далекий от истины.

В течении года Мэри и Эдгар обмениваются знаками внимания, от чего каждый получает свою долю удовольствия, каждый видит в этих отношениях свои собственные иллюзии. Однако, постепенно взрослея, а может быть принимая точку зрения своего окружения, Меэри начинает остывать в своих чувствах. Все больше недостатков она находит в том, что раньше считала достоинством. Её внимания удостаиваются другие молодые люди, что приводит Эдгара в бешенство, он проявляет себя безумным ревнивцем, что только усиливает неприязнь Мэри к нему. По чувствует это и начинает негодовать, он не может уже так просто отпустить свою очередную любовь. Когда в отношения вмешивается дядя Мэри, с Эдгаром происходит вспышка гнева, он является в дом Дерево с хлыстом, в распахнутой и местами разорванной одежде, в сопровождении ватаги местных мальчишек. Затем он угрожает Мистеру Дерево, пожилому уже человеку, несколько раз бьет его. Домочадцы в ответ избивают разгоряченного Эдгара и выкидывают его прочь.

Подсудное, по сути дело, решают отречением По от дома Дерево, в чем последнее слово говорит ошеломленная его поступком Мэри. Считается, что примерно с этого периода начинается систематическое употребление Эдгаром По опия, который он эпизодически курил еще в молодости. Потребление наркотиков стало еще более расшатывать неустойчивую эмоциональную сферу Эдгара. Тот короткий период, когда он с помощью творчества, сделался хозяином самому себе, быстро кончился.

Зрелость и творческий успех

В 1834 году происходит последняя встреча Эдгара По, со своим отчимом – Джоном Алланом. Находящийся при смерти Аллан, выгоняет пасынка, осыпая его проклятиями, все попытки добиться, хоть части наследства тщетны. Кроме того, новая жена всячески подогревает недовольство своего мужа приемным сыном. В то время По получает признание, как автор рассказов, его гонорары, пусть медленно, но растут. Однако, это кажется Эдгару не очень ценным, в отсутствии близких людей. От Алланов он не ждет теплоты, пытаясь заполучить скорее формальное признание его частью семьи, в виде упоминания в завещании.

Когда Эдгару Аллану По исполняется 25 лет, он начинает проявлять любовный интерес к своей кузине – тринадцатилетней Виржинии Клем. Надо сказать, что даже царившая в ту пору на юге США пуританская мораль, которая допускала связь совсем юной девушки со взрослым в общем-то мужчиной, не может представить эту связь нормальной. Но мы не беремся тут рассуждать о присущих По психосексуальных расстройствах.

Кроме всего, юная Виржиния существенно отставала в умственном и психическом развитии. Связь эту старались держать в секрете даже от родственников. Мать Виржинии, тем не менее, всячески поддерживала влюбленных, она сама испытывала давнюю симпатию к своему талантливому кузену Эдгару, и, возможно хотела реализовать её через дочь, для которой лучшей доли не видела. Спустя небольшое время Эдгар и Виржиния поженились.

192px-VirginiaPoe.jpg

Виржиния Клемм, кузина и жена Эдгара По, 1847 

Беремся предположить, что По в этом браке искал возможность обзавестись семьей, вернее её внешними признаками, при этом оставаться собой – одиноким, запертым в своих грезах и мечтах. Кроме того, По нравились детские повадки и взгляды Виржинии на мир, он и сам оставался во многом ребенком. Однако идиллии не получалось, в воспоминаниях родственников Виржинии По рисуется чуть ли не садистом, который ни в чем не мог сдержать себя, а к ограниченной супруге предъявлял повышенные требования. Заботу о новой семье берет на себя теща Эдгара, чуть старше него самого. Если бы не её поддержка, кто знает, как сложилась бы судьба этого союза.

В 1835 году, По с помощью знакомых, устраивается на постоянную службу в городской вестник Ричмонда, места, где он провел юные годы. Тогда же Эдгар переезжает по месту службы, где  его тепло принимают старые знакомые. Вдали от своей семьи По часто идет на поводу у бывших школьных приятелей и начинает пить. В состоянии опьянения он груб, взбалмошен, часто не помнит себя.

Для творчества ему начинает нахватать концентрации и тогда он прибегает к опиуму. К тому моменту, По уже становится совершенно зависим от психостимуляторов, без которых уже не может полноценно погрузиться в мистическую атмосферу. Кроме того никуда не делась его внутренняя страсть к саморазрушению, из которой он черпал вдохновение. Однако тоска, которая раньше могла пробуждать в душе писателя лирически ноты становится от этого всего неподъемной и мерзкой, разрушающей саму личность автора. Все чаще он пишет знакомым письма о своей потере желания жить.

Вот что он пишет одному из своих ближайших друзей, Джону Кеннеди: «…теперь ничто, кажется, не может принести мне  ни  радости,  ни  даже  самого малого удовлетворения. Прошу извинить меня, уважаемый сэр, если  письмо  это покажется Вам слишком  бессвязным.  Чувства  мои  сейчас  поистине  достойны жалости. Я переживаю такой глубокий упадок  духа,  какого  никогда  не  знал раньше. Мои усилия побороть одолевающую меня меланхолию тщетны. <…> Вы  не  можете  не видеть, что я испытываю упадок духа, который погубит  меня,  если  продлится долго…». Прочие его письма так же пронизаны тоской и представляют собой явный крик о помощи.

Вскоре По теряет работу в журнале, но впрочем ненадолго, издатель снова принимает его с условием, отказаться от спиртного и привести в Ричмонд  семью. По соглашается и в течении года действительно ведет трезвую жизнь. Накопив немного денег, Эдгар По повторно женится на Виржинии Клемм, уже открыто, в окружении друзей.

Тоску и раздражительность По осиливает, направляя эти чувства в работу, он пишет весьма желчные, подчас злые, но всегда изящные критические заметки. Слава рождает большое количество ненавистников, По. Яростно критикуя многих модных писателей, Эдгар негативно настраивает против себя их лоббистов, которые не пропускают возможности ограничить популярность самого критика.

С 1837 году Эдгар По увольняют из журнала из-за его срыва, он снова начал пить. Разрыв писатель переживает довольно легко, ему уже стало тесно в рамках провинциального издания. Он решает перебраться в Нью-Йорк. Период для этого выбран крайне неудачно. Американская экономика переживает невиданную ранее инфляцию (сам термин «инфляция», кстати появился как раз после того периода), вызванную неумелыми экономическими реформами. Но Эдгар мало думает о благополучии семьи, устроившись в весьма стесненных условиях, они с Виржинией терпят нищету. Написав несколько рассказов и так и не найдя работы, По разочаровывается в Нью-Йорке.

Далее, в 1938 году, семья По перебирается в Филадельфию, на этот город, считавшийся тогда культурной столицей США у Эдгара так же большие надежды.

Когда финансовое положение представляется уже критическим, Эдгар соглашается на сомнительную работу по литературной редакции одной научной книги. Спустя некоторое время выясняется, что ученый, написавший её, является плагиатором. Имя Эдгара По так же стоит в списке авторов, и хотя к сути книги он не имеет никакого отношения, злопыхатели не упускают момента уличить бывшего удачливого критика в плагиате.

Все же, скоро обвинения перестали досаждать писателю и начался достаточно благоприятный период его жизни. По устраивается в журнал редактором и, хоть и не получая желаемых денег, имеет возможность содержать семью. Собрав свои впечатления о периоде бедствия, Эдгар пишет почти автобиографический рассказ «Падение дома Ашеров».

Странная ирония заключается в том, что творческий подъем у По связан обычно с периодами страданий. В филадельфийский период, вплоть до 1842 года, творчество Эдгара По ограничивается только написанием редких рассказов, которые издаются вместе с теми, что выходили многим ранее. Поэзия же отходит на второй план, о чем сам автор открыто сожалеет. Ведь именно поэзия занимала его всегда, а написание рассказов было для него всего лишь необходимостью. Однако, Эдгар начинает наслаждаться стабильностью своей жизни, пусть и погружаясь в обыденность.

Трагедия, очередной раз сломившая По происходит в 1842 году. Его прелестная Виржиния заболевает чахоткой. Болезнь развивается у нее крайне быстро и очень скоро она начинает страдать от кровохаркания. По в панике, в этом он видит прямое вмешательство судьбы, рок, преследующий его, перед болезнью жены он опускает руки. Родственники Виржинии берут на себя заботу о больной, в то время, как Эдгар опять начинает потреблять алкоголь и наркотики.

Те минуты, когда Эдгар видит Виржинию, галлюцинирующей от интоксикации в нем самом рождают причудливые устрашающие представления. Они толкают его на странные поступки. Оставив свою супругу, По едет в Балтимор, где уже будучи замужем, проживает его старая любовь Мэри Дерево. Явившись в дом Мэри, Эдгар устраивает там сцену, требует, признаний в любви к мужу. Затем, как ни в чем не бывало усаживается с хозяйкой пить чай. Во время чаепития, когда Мэри в напряжении, не зная чего ждать от гостя, Эдгар хватает нож, крошит несколько редисок и удаляется так же неожиданно, как и пришел. Спустя несколько дней По находят в окрестном лесу, когда тот отрешенно бродит в одиночестве.

Все это было последствием потребления опиума, который По продолжал принимать, чтобы отрешиться от имеющихся у него проблем. Далее приступы потери контроля стали происходить все чаще. Однажды, Эдгару представилась удивительная возможность, какой-то меценат из Вашингтона решился дать ему денег на основание собственного журнала, о чем По мечтал уже долгие годы. Приехав в столицу Эдгар По, на радостях выпил.

Вечером того же дня, он носился по улицам, требовал встречи с президентом, размахивая над головой своим черным кадетским плащом. В итоге, его отправили домой без денег.

Вскоре По премируют за рассказ «Золотой Жук», вдохновленный этим успехом Эдгар По предпринимает вторую попытку освоиться в Нью-Йорке. Вторая попытка оказывается существенно удачнее. Пользуются популярностью рассказы, кроме того, По начинает работу над поэмой «Ворон», которую задумал еще в начале болезни Виржинии. Работа велась долго, несколько раз автор полностью перерабатывал текст, читал его своим друзьям и требовал исправлений. Однако, не только над этим произведением он работал, произведения второго нью-йоркского периода сделали По по-настоящему известным.

В 1845 году он заканчивает работу над «Вороном» и тот производит настоящий фурор среди публики и быстро становится модным. Кажется случилось наконец то, к чему Эдгар По шел всю свою жизнь. Его творчество и образ слились воедино. Он становится завсегдатаем крупных литературных чтений. Пользуется большой популярностью среди женщин, в поэзии, впрочем не слишком искушенных, но легко подкупаемых романтическим и мистическим ореолом вокруг самого автора. Становится популярным все, что связанно с По, эго критические статьи, его рассуждения о культуре и жизни вообще. Суть мало заботила публику, привлекала необычность. Однако, критики благосклонно относились к его новому взгляду на американскую литературу. Преодолев кризис, Америка хотела получить чего-то совершенно нового, и новый автор с его мистическим романтизмом пришелся, как нельзя кстати.

400px-Redon_the-raven.jpg

 Редон Одилон, Ворон, 1882

Финал

Слава начинает кружить поэту голову, достигнув, наконец успеха, он не хочет его омрачать сторонними неурядицами. Болезнь жены на фоне общего благополучия кажется ему особенно горькой, и в попытке сбежать от реальности он заводит несколько романов с представительницами литературного бомонда. Это был порыв не похоти, а скорее одиночества. Любимая По, его маленькая жена Виржиния не способна оценить внутренних переживаний мужа, они меж тем одолевают его. В добавок, колебания её состояния здоровья то дразнят надеждой, то сулят скорую гибель близкого человека. Всего этого По не может вынести, очень скоро он вновь начинает пить.

Это становится началом конца: достигнув апогея своего творчества, По уже, кажется, не может уже создать ничего нового. Творческий тупик вновь толкает его на необдуманные поступки: он делает несколько жестоких критических нападок на литературные журналы, будучи приглашенным на литературные чтения, он читает свои юношеские стихи, затем заявив, что публика мало что понимает. 

В 1846 году По перебирается в пригород Нью-Йорка. Видя, как его жена медленно умирает, он хочет создать для нее наиболее спокойную обстановку, сам привычно устраняясь от беды. Из города он пишет ей: «Сердце мое, дорогая моя Виржиния, наша матушка объяснит тебе, почему я не вернусь нынче вечером. Надеюсь, что встреча, на которую я должен явиться, будет нам во благо... Я бы уже давно потерял всякую надежду, если бы не думал о тебе, милая моя жена... Ты сейчас осталась моим главным и единственным стимулом в борьбе против этой невыносимой, напрасной и жестокой жизни... Засни спокойно, и пусть Господь наградит тебя добрым утром рядом с обожающим тебя Эдгаром”. Мысленно уже похоронив жену, По пишет «Анабель Ли» - поэму итог его совместной жизни с Виржинией.

Осенью 47 года её не стало. Друзья видели По, ходящим по проселочным дорогам, закутанным в свой кадетский плащ. Одиночество и страх, от которых наивная Виржиния спасала По одним только своим присутствием настигли писателя.

Ночью он не спал, в темноте перед ним оживали демоны, которых он не раз описывал в своих произведениях. Первое время По пересиливал свою депрессию творчеством. Тогда из под его пера вышел «Улялюм». В этом стихотворении страх уже пронизывает все окружающее, он не заключен в отдельные образы, а струится отовсюду, показывая, что смерть уже почти совсем близко.

Затем Эдгар По начинает разрушать себя алкоголем и опиатами уже без оглядки. Люди, в обществе которых он проводил последние два года жизни, были свидетелями, как писатель бредил, пространно рассказывая о событиях, которых в его жизни никогда не бывало. Так он уже делал, обучаясь на юриста, но теперь, По кажется сам верил  в собственные нелепые рассказы.

На некоторое время По посещает прозрение, когда в его жизни появляется Сара Елена Уитмен. Встреча с этой молодой поэтессой, видится По, символом, он считает, что потерянная Елена вновь явилась к нему в новом образе. С Уитмен, он какое-то время ведет переписку, хочет добиться её согласия на брак, но та не горит желанием оформить отношения.

От неразделенной любви Эдгар предпринимает попытку суицида, он покупает флакон опийного средства, и выпивает половину, его тошнит и рвет, попытка срывается. В совершенно потерянном и неопрятном виде он является к Елене и требует её согласия на брак. Взяв с По обещание бросить психостимуляторы, та соглашается, но вскоре вновь отказывает.

В июле 1849 по неожиданно покидает Нью-Йорк с намерением завершить свою жизнь в родном Ричмонде. Однако туда он не добрался, его обнаружили в состоянии искаженного сознания в Филадельфии. Будто одурманенный он вбежал в редакцию журнала, где работал его знакомый, кричал, что хочет убить себя, но призрак Виржинии не дает ему это сделать. Как и что с ним произошло сам он не мог понять и рассказать. Эдгара По собрали и отправили пароходом в Ричмонд.

Его последние дни на родине придают всей биографии дополнительный мистический окрас. В Ричмонде По становится лучше и он коротает время со старыми друзьями. Как в далеком детстве он на спор проплывает несколько миль против течения.

Следующим его свиданием с прошлым является встреча с Сарой Эльмирой Ройтер, которая теперь уже овдовела. Эдгар предлагает ей свою дружбу и вскоре они решают пожениться. Однако, перед свадьбой По намеревается довершить какие-то дела в Балтиморе.

Сейчас уже трудно сказать что произошло с ним в дороге, но Эдгар По был найден неделю спустя в одном из балтиморских кабаков, бормочущим что-то несообразное. Он галлюцинировал и звал давно потерянных людей.

Умер писатель 7 октября 1849 года в психиатрической больнице Балтимора. Перед смертью, когда сознание ненадолго вернулось к нему, По спросил «Есть ли надежда?». Когда врачи ответили, что дела плохи, он ответил «Я имею ввиду другое… Да поможет Господь моей несчастной душе».

319px-EdgarAllanPoeGrave.jpg

 Могила Э.А. По в Балтиморе

________________

Литература:

Хулио Кортасар «Жизнь Эдгара По», Перевод с испанского Н. Богомоловой 

Константин Бальмонт «Очерк жизни Эдгара По».

Ольга Соловьева «Эдгар Аллан По - трагедия длинною в жизнь».

Константин Бальмонт «Эдгар По. Письма»