Вацлав Нижинский – выдающийся танцовщик и хореограф польского происхождения, прославивший русский балет начала ХХ ст. и приковавший своим мастерством внимание культурной среды к мужскому танцу.
«Он превратил себя в кота. Он изобрёл кошачий стиль, кошачье общество, целый кошачий мир. Все английские коты должны стыдиться, если не будут хотя бы немного походить на котов Луиса Уэйна». Герберт Уэллс
Ни для кого не секрет, что одаренность и безумие, в широком смысле этого слова, очень часто идут с известным человеком рука об руку. В понимании большинства людей, «чудачества» гения, его частая неустроенность в обществе, неспособность существовать наравне со всеми остальными, представляется своего рода, «платой за талант».
Имя Эдгара Аллана По в западной культуре занимает особое место. Редко когда бывает, чтобы писатель, будучи классиком, мог занять свое место в современной, популярной культуре. Однако, По это вполне удается. Смотря телевизор, или просматривая что-то в интернете, так или иначе, сталкиваешься с аллюзиями на произведения писателя, цитированием или даже пародийными произведениями.

"Какой чудовищный мир теснится в моей голове! Но как мне освободиться от него и освободить его, не разорвав. И все же лучше тысячу раз разорвать, чем хранить или похоронить его в себе. Для того я и живу на свете, это мне совершенно ясно."

Ф. Кафка, дневниковая запись от 21 июня 1913 года

"Силы мои слабеют ежеминутно, но не дух. Никогда еще телесные недуги не были так изнурительны. Часто бывает так тяжело, так тяжело, такая страшная усталость чувствуется во всем составе тела, что рад бываешь, как бог знает чему, когда наконец оканчивается день и доберешься до постели. Часто, в душевном бессилии, восклицаешь: "Боже! где же наконец берег всего?" Н.В. Гоголь
Все мы знаем известного писателя Михаила Зощенко как юмориста и сатирика, произведения которого остаются актуальными и злободневными и по сию пору. Менее известен писатель как автор повестей научно-художественного жанра, в которых он затрагивал сложные вопросы психологического состояния человека, истоки его привычек и наклонностей, происхождения болезней, различных фобий. Не обладая специальными знаниями, он пытался проникнуть во внутренний мир человека своими писательскими способами, используя прежде всего собственный опыт, а также опыт близких, друзей, читательские письма.
Психопатологический портрет главного героя пьесы А.П. Чехова "Иванов" уже много лет крайне неоднозначно трактуется литературоведами психологами и психиатрами. Итак, кто же такой Иванов: уставший, надорвавшийся, сломленный жизнью человек, бездушный эгоист и циник или непонятый всеми, в том числе и собой, несчастный психически больной, долго живущий в глубокой депрессии? Попробуем разобраться. Всю фактическую часть возьмём только из пьесы.
Русский поэт и драматург, прозаик и художник Михаил Юрьевич Лермонтов глазами психиатра

«Нормальный человек это тот, кого вы не очень хорошо знаете», говорил австрийский психолог Альфред Адлер. Эти слова можно полностью отнести к основоположнику теории социалистического реализма Алексею Максимовичу Пешкову, которого практически все считают психически здоровым человеком. Познакомимся со всемирно известным писателем с патографической точки зрения, со стороны его «патологической биографии».

Среди самых загадочных тайн психологии наиболее таинственная – секрет гениальности. Как у легкомысленного повесы, отягощённого тяжёлой психопатологической наследственностью, мог возникнуть и реализоваться огромный писательский дар, который и по настоящее время покоряет миллионы людей? Какие болезненные механизмы лежали в основе литературного гения Льва Николаевича Толстого (1828-1910)? Откуда берёт происхождение его мистицизм, сугубо своеобразный литературный стиль с патологической склонностью к обстоятельности и детализации? Откуда его склонность к повторениям, «пророческому» и наставническому тону нравоучителя?
Вопросы психопатологической наследственности Дарвина хорошо освещены, благодаря полным биографическим отчётам, которые публиковались его семьёй в течение трёх поколений. Известно, что дед по отцовской линии отличался «причудами», которые порой напоминали умопомешательство. Дядя кончил жизнь самоубийством, утопившись в состоянии психоза. Сёстры матери характеризовались болезненной эксцентричностью, а дядя страдал депрессиями, «почти не отличимыми от безумия». Из пяти сыновей Дарвина четверо проявляли признаки маниакально-депрессивного психоза.
При создании литературных сказок писатели широко используют мифологические образы и темы. При этом у некоторых авторов особенности их структуры личности (включая и сексуальную) отражаются в художественном произведении. Ярким примером этого может служить датский писатель Х. К. Андерсен (1805–1875), патографический анализ сказок которого позволяет косвенным образом не только подтвердить у него наличие определённых психологических аномалий, но и выявить их роль в творческом процессе.
В данной работе  предпринята попытку анализа особенностей характера, творчества, и жизненного пути В. Е. Борисова–Мусатова в контексте нового синтетического подхода в характерологической креатологии. Мир грез, оживший в сюжетах, цветовой гамме и общем настроении живописных работ, является одной их важной составляющей психического склада личности, мироощущения и миропонимания Борисова-Мусатова... 
Биография Эгона Шиле отличается от остальных, размещенных в данном разделе, прежде всего тем, что свидетельства о душевном здоровье её главного героя крайне противоречивы. Автору хотелось в первую очередь показать, насколько сложна бывает судьба многогранной, сложной, искаженной личности. Всю свою жизнь художник провел в каком-то беспрестанном самоанализе, попытках смирить свои противоречивые желания и принципы. Его опыт и наш весьма приблизительный анализ этого опыта возможно поможет кому-то понять насколько трудно бывает жить не только с болезнью, но и с  необычностью характера и внутренних стремлений.

31 марта 1882 г. родился Корней Иванович Чуковский. Примечательно, что великий сказочник отмечал свой день рождения 1 апреля. Оно и правильно – сколько радости и веселья подарил этот писатель детям! При этом известно, что сам он долгие годы страдал упадком сил, депрессией, бессонницей. В то же время природа наградила писателя не только художественным талантом, но и необычайной психологической интуицией, способностью к саморефлексии, мужеством креативного самопознания, даром превращать слабость в достоинства. 

Что такое патография? По определению Бирнбаума патография — это биография, составленная под углом зрения патологии и освещающая не только историю жизни личности, но и творчество. Надо прибавить, что практически патографии своим объектом имеют жизнь и деятельность выдающихся людей и занимаются почти исключительно психопатологическим их изучением. 
Выдающийся норвежский художник Эдвард Мунк, создавший множество вызвавших восторг и негодование полотен, занимает особое место в истории мировой живописи. Он писал портреты и пейзажи, жанровые сцены, создавал символические образы; его произведения нередко гипнотизируют и завораживают. Эдвард Мунк прожил непростую жизнь, будучи крайне противоречивой и далеко не всегда понятной окружающим личностью. 
Туристическую поездку по Литве, в частности по Каунасу, предпринимала весьма большая часть населения бывшего Советского Союза, в особенности интеллигенция, и экскурсии по Каунасу всегда начинались с музея Чюрлёниса. Этот художник и композитор (редкое сочетание!) – гордость маленькой Литвы. Музей Чюрлёниса был прекрасно, идеально приспособлен для осмотра. Залы с широкими проходами, мягкие полы, тишина, которую нарушает лишь негромкая музыка того же Чюрлёниса. 
Хиеронимус Антонис Ван Акен, псевдоним – Иероним Босх (1450/60–1516) – самая загадочная фигура в живописи на границе Средневековья и Возрождения. Картины этого художника нельзя спутать ни с какими другими. Даже в приписываемых ему досках (в то время писали на дереве) можно распознать истинные шедевры Босха, не имея особой искусствоведческой подготовки. 
А́вгуст Стри́ндберг (Ю́хан А́вгуст Стри́ндберг, швед. Johan August Strindberg, 22 января 1849 года, Стокгольм — 14 мая 1912 года, там же) — шведский писатель, драматург, основоположник современной шведской литературы и театра. Страдал душевным расстройством, что нашло интереснейшее отражение как в его жизни, так и в творчестве.
Вторая часть истории жизни и болезни Августа Стриндберга.
Патография — жизнеописание выдающихся, в том числе и гениальных людей, страдавших психическими болезнями, составленное с психопатологической точки зрения. Иначе говоря, патография — это биография, написанная психиатром с использованием его специальных знаний.
Статья известного психиатра Н.Е. Осипова была написана в самом начале прошлого века, но остается столь же актуальной и сегодня. "Жизнь и произведения Льва Николаевича Толстого представляют собою неиссякаемый рог изобилия психологического и патопсихологического материала. В произведениях Льва Николаевича мы имеем не только фактический — психологический и патопсихологический материал, но материал, подвергнутый гениальной художественной и, смело можно сказать, научной обработке."
Михайл Афанасьевич Булгаков и Иван Николаевич Крамской - великий писатель и великий художник. Они никогда не встречались при жизни, да и не могли встретиться, но что-то связало их судьбы. «Жизнь коротка, искусство – вечно», – это и про наших нынешних персонажей: Крамской прожил до пятидесяти, Булгаков не дотянул и до полувека.  Люди творческие обладают хрупкой душевной структурой, утончённым мировосприятием, их нервная система обнажена и саднит. Гибельной для наших героев, сократившей отведённые свыше сроки и ограничившей большее количество творений, стала наркотическая зависимость, ядовитое пристрастие к морфию.

Константин Николаевич Батюшков считался олицетворением молодости и надеждой русской литературы начала ХIХ века, был любимым поэтом Пушкина-лицеиста. Современники называли его «счастливый ленивец», «певец забавы». Однако ровно половина жизни поэта  протекала под гнетом душевной болезни. Творчество продолжалось лишь до 34 лет. Напрашивается дежурная фраза: «Ах, сколько бы он еще написал, если бы не заболел!» Однако в болезни Константина Батюшкова, в том, что, по выражению одного из литературоведов, «смерть наступила раньше самой смерти», есть своя печальная оправданность.

Велимир Хлебников глазами его лечащего врача В.Я. Анфимова, наблюдавшего его в 1919 г. в Харьковской губернской земской психиатрической больнице (Сабуровой даче). Впечатления, история и клинические размышления. Рядом размещена и так называемая Автобиография В. Хлебникова.
Крупнейший русский писатель Алексей Михайлович Ремизов (1877 - 1957) прожил долгую, сложную и необычную жизнь. Впрочем, внешняя канва его биографии не столь уж необычна, хотя выпало ему на долю побывать и в рядах подпольщиков-революционеров, и отбыть ссылку, и многие годы провести в эмиграции, где и закончил он свои земные труды и дни... По его собственному слову, он смотрел на мир "подстриженными глазами", то есть глубоко по-своему, не так, как привычно смотреть большинству. Отсюда и чувство собственного изгойства, и страх перед жизнью, и глубокая непрактичность, и боль души. Но отсюда же - и счастье творчества, и привилегия жить в своем уникальном, фантастическом мире, где явь неразличимо смешана со сновидениями, где чудесное и обыденное почти совпадают.

Личность знаменитого русского царя Ивана Грозного давно привлекала внимание психиатров. Первые попытки психопатологического анализа этого крайне неоднозначного правителя предпринимались еще в XIX веке.  Однако, они соответствовали психиатрической науке  того времени и, хотя, остаются интересными современному читателю, утратили свое патографическое значение. В этой статье предпринята попытка разобраться в душевном состоянии Ивана Грозного с позиции современной психиатрии, основываясь преимущественно на материалах, приведенных нашим замечательным историком В.О. Ключевским.

Петр Яковлевич Чаадаев – «первый русский философ» – умирал. Умирал странно и загадочно. Он просто не захотел больше жить и сам заказал свою кончину. Так, в старину делали святые старцы, правя себе домовину, ложась в гроб и умирая в назначенный срок. Был ли душевно болен Петр Яковлевич Чаадаев? И если да, то каков был характер этого расстройства? 
На похоронах великого русского поэта Н.А. Некрасова, во время надгробной речи Ф.М. Достоевского, кто-то крикнул из толпы, что Некрасов «выше Пушкина и Лермонтова». Н.А. Некрасов велик глубоким проникновением в душу народа, сердечным сочувствием страждущим. Его муза «мести и печали» часто одета в крестьянские одежды и всегда – на стороне обездоленных. В 1856 году Н.А. Некрасов написал строки, как и многие другие, ставшие крылатыми: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» и «Сейте разумное, доброе, вечное». Всю свою творческую жизнь он следовал этим принципам, будучи и великим поэтом, и великим гражданином. Какие особенности характера повлияли на жизнь и творчество великого поэта, периодически приводя его на грань тяжелого психического расстройства?
Ги де Мопассан - знаменитый французский писатель, автор "вульгарных" романов, тиражи которых были неслыханными для своего времени, любимец публики и женщин...
Писатель умер в психиатрической лечебнице доктора Бланша в 1893 году. Неуклонно прогрессировавшая болезнь разрушила его личность. 

О значении переживания в искусстве Иосиф Бродский сказал (хотя и не употребляя этого слова, он говорит о лиризме) в одном из интервью: « В поэзии, в искусстве можно достичь такой высокой ноты лиризма, которая недостижима в человеческих отношениях. Понял я это не так давно. Однажды ночью слушал Моцарта и услышал то, чего я хотел достичь в своей жизни, в человеческих отношениях, а это возможно достичь только в искусстве». 

Размышления об искусстве, звучащие в психиатрически – психотерапевтическом собрании, могут быть обоснованы еще и тем, что диагностическое мышление психиатра – образное, хотя и в ином, чем при художественном творчестве, смысле. Констатируя, квалифицируя психическое расстройство, определяя в каком направлении изменяются душевные процессы пациента, врач-психиатр сравнивает, сопоставляет душевный облик (образ) больного на разных этапах заболевания.

Композитор Георгий Свиридов говорил, что в Модесте Мусоргском сочетались «ослепительная гениальность» и «последствия алкоголизма». Эта краткая характеристика исчерпывает всю славу и всю психопатологию великого русского композитора, трагически ушедшего из жизни в 42 года.
Погружение в литературный мир М.М. Пришвина через познание основных вех жизни писателя, его литературного творчества, рассмотренного через призму характерологических и индивидуально-психологических характеристик его личности.